Марчелли выпустил в Театре им. Моссовета премьеру к Году семьи и 90-летнему юбилею Кнушевицкой
«Прости, замужняя невеста, что одурачила всех нас»
Евгений Марчелли поставил в Театре им. Моссовета спектакль «Замужняя невеста» по пьесе Александра Шаховского, Николая Хмельницкого, Александра Грибоедова. Премьеру приурочили к Году семьи и 90-летнему юбилею заслуженной артистки РФ Марии Святославовны Кнушевицкой.
Насколько миниатюра из жизни российского дворянства начала XIX века может звучать актуально на подмостках в XXI веке? Написанная в 1817 году пьеса действительно сложновата для восприятия современным зрителем, но видно невооруженным взглядом, что с оригиналом поработали не мало. По словам режиссера, материал выбрали сами артисты и сделали черновой вариант, после чего попросили помощи, и Марчелли не отказал – отшлифовал и доделал. Впрочем, стилистически его работа на лицо, особенно – открытый финал. Мастеру свойственно ставить в конце постановок многоточие: вроде как все разрешилось, а вроде как и нет.
На протяжении всего спектакля у артистов фактически нет действия – одни разговоры. Разве что у крепостной девушки Груньки (Евгения Лях) находятся дела: то она собирает на стол, то убирает со стола – выглядит очень органично, порой за ней наблюдать даже интереснее, чем за основными персонажами. Но дело тут не в этом. Акцент – на психологии героев. Нравственные проблемы семейных отношений актуальны и сегодня, поэтому все кривляния Наташи (Екатерина Девкина) и попытки понравится родственникам не выглядят какими-то странными или устаревшими. Да, пожалуй, даже если снять с героев наряды прошлого и облачить их в современные трико и джинсы, то мало что изменится. При всей свободе выбора и сегодня многим приходится искать способы понравиться многочисленным родственникам мужа или жены. А как же искренность?
«Сюжет этого спектакля – нестандартная история, в ней нет негатива, нет отрицательных персонажей. Это добрая, нежная, почти рождественская сказка про большую семью, члены которой с большой ответственностью относятся к появлению в их кругу нового человека. В результате оказывается, что чужих людей нет», – отмечает режиссер Евгений Марчелли.
Постановка и вправду получилась легкой, непринужденной и отчасти даже веселой. Правда, истерический хохот Наташи в финале оставляет зрителя в недоумении. Что все-таки хотели сказать нам авторы постановки? Что, теряя искренность и пытаясь всем угодить, можно сойти с ума? Или, наоборот, это торжество комедии?
В спектакле заняты три поколения актеров: старшее, среднее и молодые артисты труппы, среди них: заслуженные Мария Кнушевицкая, Александр Бобровский, Валентина Карева и другие. Сценография очень проста: несколько столов и стулья, а больше ничего и не нужно. Действие не выходит за рамки одной комнаты-гостиной.
Звуки фортепиано, аромат селедочки, прекрасные виды за окном… Атмосфера складывается – семейная. «Прости, замужняя невеста, что одурачила всех нас…»