Ураза-байрам: духовный смысл и традиции праздника разговения
Мусульмане всего мира отмечают Ураза-байрам – праздник разговения, знаменующий окончание поста, длившегося весь священный месяц Рамадан. О его духовном смысле, традициях и значении телеканалу «МИР 24» рассказал член президиума Духовного управления мусульман города Москвы Марат Хазрат Алимов.
Прежде всего, естественно, наше поздравление.
Спасибо.
А вот существует ли какая-то словесная форма поздравления с праздником?
Да, во-первых, хотел бы поздравить всех ваших зрителей с этим праздником и сказать «Ас-саляму алейкум ва-рахмату-Лла́хи ва-баракя́тух». Мир вам, милости Всевышнего и его благословения. Пусть этот праздник будет светлым и благостным. Будьте счастливы, здоровы. Каждый год арабы в Ураза-байрам, в праздник разговения, наперегонки друг друга поздравляют. И говорят: будь здоров, будь счастлив целый год до следующего праздника.
Я читал, что этот праздник в мусульманском календаре второй по значимости.
В теологии у нас разные мнения, второй или первый, ведь на самом деле источник ислама это четвертая благодатная книга Коран. Коран, который был ниспослан именно в месяц Рамадан, как прямой путь, объяснение прямого пути и светоч. Этот месяц именно инструкция этой жизни. А инструкция была дана Всевышним, и инструкция этой жизни – Коран.
Насколько я знаю, мусульмане к этому празднику очень тщательно готовятся.
Этому предшествует месяц, 29 или 30 дней очень строгого поста. То есть нужно за два часа до восхода солнца уже успеть поесть, для этого надо встать практически за три часа. За два часа нужно помолиться. То есть мы из дневного бытия переходим в ночной образ жизни. Ночной образ жизни – это чтение Корана, намазов. Рамадан – это не просто какая-то диета, потому что пророк Мухаммед говорил, что если кто не оставляет свои плохие привычки и дела, то Всевышнему не нужен такой пост, не нужна такая диета. Конечно же, мы понимаем, что месяц Рамадан – это месяц усердия, потому что это единственный месяц, когда мы можем воспитать свой нафс, то есть работать над своим альтер эго, как сейчас принято говорить в психологии, или эго, его обуздать. Потому что есть нафс аль-мутма’инна, есть именно обузданный нафс, обузданное эго, и нафс аль-ляввама, то есть это жажда к расточительству, самые низменные чувства, когда у человека они выходят из-под контроля.
Но все равно есть подготовка к празднику. Надо привести в порядок свое жилище и приготовить праздничный стол. Это все делается тоже с особой тщательностью?
Да, дело в том, что в мусульманских семьях есть определенное разделение труда, но мы, мужчины, помогаем нашим женщинам, нашим женам. Самое ценное, что у нас есть в жизни – это наши женщины, то есть наши бабушки, мамы, тети, жены, дочери, племянницы, внучки. Да, стол должен быть прекрасным. Самое главное, стол должен быть халяльным, понимаете? То есть целый месяц мы отказывались от еды и питья, который разрешил Всевышний Господь. Днем уже можно. И иногда, когда уже праздник, и когда люди хотят попробовать что-то, они вспоминают, не пост ли сейчас, то есть уже человек определенным образом думает о посте, и иногда, когда пост идет, нас поздравляют с праздником Рамадан. На самом деле, Рамадан это некий такой 20-дневный, 30-дневный праздник. То есть мы собираемся вместе, разговляемся вместе, читаем вместе, молимся вместе. Постоянно все происходит в каком-то коллективе, и ты всегда видишь своих родных, близких, друзей. Они становятся ближе, и мы друг другу становимся ближе. А потом Рамадан уходит, и мы сожалеем о нем. Да, проходит месяц, когда, действительно, мы были искренни друг к другу. Ураза-байрам всего лишь один день. После этого начинаются обычные будни, как и будни любого другого человека, любой национальности, любой религии.
Одна из традиций ураза – это обязательная милостыня. Но там не просто милостыня, это помощь всем неимущим, насколько я знаю.
Совершенно верно. В Курбан-байрам мы делаем жертвоприношение, и это мясо мы должны раздать нуждающимся. А вот когда заканчивается пост, то в теологии, в ходе поста мы можем куда-то не туда посмотреть, что-то не то сказать и не проконтролировать себя в полной мере. Таким образом, вот эта милостыня стирает прегрешения и упущения людей. Мы все люди. Всевышний говорит – я создал человека слабым. Человек создан слабым и вот эта милостыня, как сказал пророк Мухаммед, да благословит его Аллах и приветствует, она поднимает, возвышает этот пост к Всевышнему. То есть она стирает те недочеты, которые сделал мусульманин в течение месяца Рамадан.
Стол праздничный. В каждой семье есть какое-то свое любимое блюдо, но есть и блюда обязательные, которые должны присутствовать на столе?
Нет, на самом деле это все шаблонное мышление. Обязательного нет. Например, блюдо пророка Ноя. Так, в Турции готовится специальная кашица из того, что было на корабле Ноя, когда Всевышний его спас от потопа и тех, кто был с ним. А почему такие прекрасные столы накрываются на Ураза-байрам? Каждая хозяйка хочет тем самым показать, что в доме есть достаток, что Всевышний благоволит. Вы знаете, мы никогда не считаем гостей.
То есть даже не мусульманин может прийти?
Да, конечно. Вот сегодня я сижу вместе с вами в студии, мы записываем эту передачу, а меня ждут гости в моем доме. Представляете, такая вот оказия. И там есть и не мусульмане, с кем мы учимся или учились, одноклассники и вплоть до учителей. То есть очень большой стол, большой дом и большая компания.
Но праздник один день?
Ураза-байрам, Ид аль-Фитр, праздник разговения длится один день. Праздник жертвоприношения три-четыре дня, в зависимости от богословско-правовой школы.
А какой-то ритуал завершения есть, чем заканчивается праздник?
Праздник заканчивается молитвой после восхода солнца. Через 40 минут мусульмане встают вместе, восхваляют Всевышнего словами такбира и читают два коленопреклонения за имамом, стоящим священнослужителем. Два коленопреклонения ради Всевышнего Господа. И после этого одаряем друг друга улыбками и поздравлениями, что мы прошли это испытание, которое было дано не только нам, как сказал Господь, но и Всевышний сказал – это такой же пост я дал и таким же, как вам, поколениям, и до вас, и до пророка Магомеда.
Еще одна традиция Ураза-байрам – поминовение усопших.
Мы усопших всегда поминаем. Пророк Магомед говорил: Мухаммед объяснял, что самое лучшее воспитание – это воспитать таких детей, которые после смерти родителей будут принадлежать родителям. Важно постоянно поминать усопших, просить у Всевышнего прощения за своих родных и близких. Есть даже такое предание от пророка Магомеда, когда в судный день воскресят отца и мать и поведут в рай. Они скажут: ведь мы не были такими богобоязненными, набожными. А ангелы ответят: это ваши дети за вас просили о вашем прощении и о вхождении в рай.