Народный артист России Юрий Куклачев празднует 75-летие. Ведущая «МИР 24» Камила Тилова встретилась с основателем единственного в мире Театра кошек и узнала, что самое главное в работе с животными.
Юрий Ильич, а правда, что вы однажды ловили дворовых кошек и через пару месяцев они выступали на сцене?
– Да. Дело в том, что люди верят в чудеса. Только одни верят, а другие чудеса создают. И вот в 1990-е годы неожиданно для себя и для всей Британии, и даже для всего мира я создал чудо, которое потрясло всех.
Мы встретились с вами в Театре кошек. И это ваше детище уже более 30 лет радует зрителей. Почему таких театров кошек в мире больше нет?
– Для нас была главная задача сделать что-то новое неповторимое ни на кого не похожее. Собрать весь опыт, все мастерство. И вот с этой маленькой сцены туда – в зрительный зал. И кошки прекрасно это чувствуют. Они великолепно помогают. Они признают только доброго человека. Поэтому в зрительном зале собираются люди их доброта всех объединяет. Даже если пришел человек немножко ленивый, не очень добрый, но он попадает в это биополе, в эту энергетику. И у него частота начинает перестраиваться на другую частоту. У него в глазах просветление. Он начинает вдруг слышать – не просто слушать, а слышать. Начинает видеть. Можно смотреть и не видеть. Понимаете? И вот такое чудо происходит в нашем театре.
Поменялись ли как-то подходы ваши – 30 лет назад и сегодня? Как вы работаете с животными?
– Нет с животными ничего не поменялось. Дело в том, что 50 лет с лишним назад я вдруг нашел эту систему, меня назвали дрессировщик. Это совершенно неправильное слово. В нашем театре его не говорят. Воспитатель. Я нашел форму воспитания. И вот эта форма действует безукоризненно уже столько лет и помогла мне создать школу воспитания и доброты, где через любовь к животным мы находим путь к сердцу ребенка. Наши программы уже настолько углубились, что мы уже создали программу для учителей, для родителей и для детей, конечно.
– О, это вы хорошо сказали. Нас поддерживает Сергей Семенович Собянин. Только благодаря ему наш театр в таком прекрасном состоянии. Его же хотели в банк превратить. Было такое сильное нападение, но меня спасли журналисты. Спасибо им! И вообще я заметил, настоящие журналисты, которые волнуются, переживают, ищут, видят – они есть везде, куда бы мы не приехали. Вот в Монте-Карло выступаю, а члены жюри – антисоветчики, все ненавидят Советский Союз – не хотят ничего дать. Но ничего дать невозможно, потому что зал стоял – успех огромный, что-то надо дать. И они не дают мне не золотого, а серебряного клоуна. Тогда журналисты скидываются и заказывает золотого из папье маше, из бумаги. Вот это бумажный клоун мне дороже всего на свете.
Юрий Дмитриевич, а вы знаете, может быть я не права, но перед нашим интервью я думала о том, что раньше всегда был какой-то такой главный клоун Союза или страны. И вот про вас можно так же сказать – вас знают все и везде. Но молодых имен как будто бы таких ярких больше не возникает. Только мне так кажется или вы тоже так считаете?
– Очень много талантливых ребят, но сегодня почему-то так все построено. Телевидение показывает одних и тех же. Посмотрите, уже певцы надоели. Ну, хороший талант, ребята, но молодых то сколько? Я понимаю, что если бы я сейчас появился в это время с кошками, меня, может быть, и затоптали бы, и даже никто бы не заметил. Понимаете, это сложно очень, потому что на цирк почему-то начали наговаривать, на это великое искусство. Ведь цирк объединяет и театр, и кино, и музыку, и танец, и спорт. Вот это мощный сильный кулак. Это единственное искусство, которое все в себе и через художественный формы создает такие образы, которые вдохновляют. И пока наш советский цирк, и даже сегодня российский цирк, один из лучших в мире. Мы держим форму, мы соревнуемся только с китайцами. Но в области клоунады мы непревзойденные еще и из дрессуры животных рядом никто не может стать.
Это интервью в преддверии вашего юбилея – у вас День рождения в День космонавтики, а вы, в общем-то, тоже первооткрыватель. Когда вы задумывали этот театр, вы думали, что все вот так сложится?
– Я не думал, что сложится так. У меня позиция совершенно другая. Меня мои учителя научили так: «Юра, не смотри в кассу, смотри в звезду». Поэтому я всегда думаю, какое произведение можно создать, что можно сделать, какую новую форму художественную для животных можно придумать. И вот иногда думаешь и ищешь, не спишь ночами, соображаешь. Это интересный такой творческий момент. Он всегда держит тебя в духовном напряжении. Всегда идет воплощение, работа мысли. Я ведь репетирую. И не надо на сцену выходить. Я сижу дома, закрыл глаза и уже играю. Все прохожу, вижу точно, где что лежит – как шахматисты. Я вижу сцену, животных. Жизнь такая вещь, которая постоянно создает какие-то препятствия, надо во время этих препятствий не озлобился, не начать кого-то осуждать, обсуждать, а спокойно, тихо находить решение. Вот я нашел необыкновенную художественную форму, которая нравится всем.
Вы счастливый человек?
– Я очень счастливый! 55 лет тому назад я встретил маленькую девочку, и как-то вот у меня вскипело все внутри – она поняла меня, и мы вместе. И она мне подарила трех ангелов, а они – уже шесть внуков. Представляете, какое счастье 55 лет жить с любимым человеком?