«Полное погружение и безграничные возможности»: каким станет телевидение будущего?
7 мая в России, Беларуси, Армении и Кыргызстане отмечается День работников радио, телевидения и связи. «Телевидению принадлежит будущее. Не будет ни газет, ни книг, ни кино, ни театров, а будет одно сплошное телевидение», – так говорил герой культового фильма «Москва слезам не верит». Сбылось ли это предсказание и каким станет телевидение будущего, читайте в нашем материале.
От «КВН» до цвета: эволюция телевидения в СССР
Благодаря цифровой эволюции современное телевидение поражает возможностями: картинка стала лучше, чем в реальности, а «умные» функции почти уравнивают телевизоры и компьютеры. Но так было не всегда. Телевидение прошло длинный путь, в котором было и немое черно-белое изображение, и телевизоры с экраном, по размеру не больше спичечного коробка.
Зарождение телевидения в СССР началось в 1921 году. Однако вплоть до начала 1930-х разработки оставались лишь на этапе научно-технических экспериментов. И только в 1931 году началось пробное вещание механического телевидения. Сперва черно-белые кадры сопровождались субтитрами, как в немом кино. А изображение на экране оставалось не очень четким довольно долго – вплоть до возникновения электронного телевидения.
Массовым ТВ в нашей стране могло бы стать уже в середине 1940-х, но началась война, и работы были остановлены. Телевещание возобновилось 7 мая 1945 года и с тех пор больше не прекращалось. В 1951 году на Шаболовке появился главный телевизионный и радиовещательный центр. Телевидение стало делом государственной важности, как мощный инструмент влияния на население всей страны. Ежедневным телевещание стало в 1955 году, а через год оно стало двухпрограммным. На смену первым телеприемникам КВН пришли телевизоры «Рекорд», которые могли принимать несколько каналов. Программы начинались в семь часов вечера и шли в среднем два-три часа.
К концу 1950-х все более актуальным становился вопрос цветного телевидения. К поиску решения задачи подключились сразу несколько НИИ. В 1965 году в СССР разработали и запатентовали улучшенный стандарт цветопередачи SECAM 4. Он был технически более совершенным, чем французский SECAM, который взяли за основу.
В 1967 году, к 50-летию Октябрьской революции, состоялась первая цветная телевизионная передача с Красной площади – показывали парад трудящихся. С этого момента стали выпускать и первые советские цветные телевизоры. Правда, в цвете они показывали только настроечную таблицу, остальное время они еще долго работали как черно-белые, лишь изредка, по большим праздникам, переходя на цветное изображение, поначалу довольно блеклое. Но телевидение стремительно совершенствовалось. Тем более что в том же поистине прорывном для ТВ году открылись новый технический телецентр и Останкинская телебашня.
А еще через год, благодаря запуску первой в мире спутниковой телевизионной сети «Орбита», Центральное телевидение уже вещало почти на всей территории Советского Союза. К началу 1970-х в СССР вещали уже четыре телеканала – тогда они назывались программами. Эфир был разнообразным: музыкальные передачи, театральные постановки, народное творчество, спорт, а также регулярные передачи из союзных республик.
«От Москвы до самых до окраин»
К 1978 году телевещанием из Москвы были охвачены практически все густонаселенные районы СССР (свыше 80% всего населения). Цветной телевизор уже перестал быть роскошью и стал хоть и дорогим, но практически обязательным предметом в каждой семье. Да и качество передачи цвета и изображения в целом многократно возросло. Просмотр телепрограмм стал для советских людей обязательным семейным культурным досугом, частью всего образа жизни.
В конце 1970-х Центральное телевидение вело вещание по восьми телеканалам, правда, не все из них были доступны повсюду в СССР. Зато минимум два телеканала могли смотреть на более чем 87% территории нашей страны.
В 1990-х и 2000-х годах телевидение претерпело большую реорганизацию, появились новые формы – общественное и коммерческое вещание. Многократно увеличилось значение рекламы. Потребность рекламодателей лучше узнавать свою аудиторию и эффективнее взаимодействовать с ней привело к появлению новых программ и форматов взаимодействия.
С февраля 2019 года в России начался переход с аналогового на цифровое телевещание. Отключение сигнала в регионах происходило постепенно. После перехода на цифровое телевидение 98% россиян смогли принимать 20 каналов в цифровом качестве. Еще 0,4% телезрителей стали доступны 10 телеканалов в «цифре». А оставшиеся 1,6%, проживающие вне зоны охвата эфирным цифровым сигналом, смогли бесплатно смотреть 20 телеканалов посредством спутникового вещания.
Каждому – свое ТВ, или Чего ждать в будущем?
И все же возможности телевидения далеко не исчерпаны. Полное погружение и безграничные возможности – вот что ждет телезрителей будущего, по мнению экспертов. Рассказываем, к чему нам стоит себя подготовить.
Эксперт сформулировала основные направления эволюции:
1. Технологические инновации.
- Улучшение качества изображения и звука. Продолжится развитие технологий сверхвысокой четкости (8K и выше), а также технологий расширенного динамического диапазона (HDR) и объемного звука.
- Развитие сетей и доставки контента. С развитием 5G и последующих технологий, скорость и надежность стриминга значительно увеличатся, что позволит смотреть телепередачи в высоком качестве без задержек.
2. Интерактивность.
- Персонализированный просмотр. Интеграция искусственного интеллекта позволит предлагать контент, наиболее подходящий под предпочтения и интересы каждого зрителя.
- Виртуальная реальность и дополненная реальность. Телевидение будущего может включать элементы VR (виртуальной реальности) и AR (дополненной реальности), позволяя зрителям погружаться в события телеэфира, будь то спортивные матчи или концерты, как если бы они были на месте событий.
3. Адресность и персонализация рекламы.
- Таргетированная реклама. Благодаря сбору данных о зрителях и их предпочтениях, рекламодатели смогут показывать рекламу, которая точно соответствует интересам конкретного зрителя. Это увеличит эффективность рекламных кампаний и улучшит восприятие рекламы зрителями.
- Интерактивная реклама. Реклама станет взаимодействующей, предоставляя зрителям возможность узнать больше о продукте или сделать покупку прямо во время ее просмотра.
4. Эволюция контентного предложения.
- Гибридные форматы. Рост популярности подкастов и стриминговых платформ приведет к созданию гибридных форматов, сочетающих элементы традиционного ТВ и онлайн-вещания.
- Увеличение участия зрителей в создании контента. С развитием технологий зрители смогут не только выбирать, что смотреть, но и влиять на сюжеты шоу или сериалов в реальном времени.
5. Доступность и расширение аудитории.
- Глобализация контента. С удалением географических и языковых барьеров зрители смогут получать доступ к телепередачам и шоу со всего мира, что увеличит культурный обмен и разнообразие предложений.
- Инклюзивность. Технологии, такие как адаптация контента для людей с ограниченными возможностями (например, субтитры, аудио-описания), будут улучшаться, делая телевидение доступным для еще большего числа людей.
6. Роль искусственного интеллекта и машинного обучения.
- Автоматизация производства контента. ИИ сможет помогать в создании сценариев, редактировании видео и даже в производстве целых шоу, что снизит затраты и ускорит производственные процессы.
- Аналитика и управление контентом. Благодаря использованию аналитических данных и машинного обучения, телекомпании смогут более точно анализировать предпочтения зрителей и предлагать им наиболее подходящий контент, оптимизируя свои расписания и стратегии вещания.
7. Кросс-платформенность.
- Телевидение станет частью экосистемы умного дома, легко интегрируясь с различными устройствами и платформами, позволяя управлять просмотром через голосовые команды.
«Телевидение без интернета обречено»
По словам руководителя рабочей группы по новым медиа при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Москве Олега Матюнина, интернет и телевидение продолжат движение навстречу друг другу.
«Жизнь уже показала, что интернет без телевидения прекрасно способен развиваться, а вот наоборот мало что получается. Принципиальной для телевидения всех времен была система программирования, т.е. планирования программ и показов. Главной фишкой интернета всегда была вариативность, возможность выбора контента, чуткость производителей программ, роликов, подкастов и постов к запросам аудитории. Телевидение тоже пытается угадывать чаяния публики, но получается иначе. Возможно, лучшие телевизионные стартапы разовьются на интернет-площадках, как раз там, где аудитория всегда рядом, и от нее зависит абсолютно все», – считает эксперт.
Также, по словам Матюнина, ТВ будет активно применять искусственный интеллект для персонализации рекламы и контента и для создания новых форматов развлекательных программ.
«В целом, телевидение будущего станет максимально интерактивным, персонализированным и технологичным, сочетая в себе разнообразные форматы и новейшие технологии для обогащения зрительского опыта», – подытожил эксперт.