Он не раз был на волоске от смерти, но выжил и вошел в историю. Алексей Леонов – первый человек в открытом космосе. На этой неделе дважды Герою Советского Союза, легендарному летчику и космическому первопроходцу исполнилось бы 90 лет. Подробнее – в сюжете специального корреспондента «МИР 24» Глеба Стерхова.
18 марта 1965 года. Доклад командира корабля «Восхода-2» Павла Беляева Земле. Алексей Леонов, в это время уже паривший в открытом космосе, сначала даже не понял, о ком эти слова!
Он стал первым, кто совершил этот смертельно опасный трюк. Не только заглянул – шагнул в бездну. И как в той песне: «Весь мир на ладони, ты счастлив и нем».
«Все Черное море с Запада на Восток, Крым – вот какая картинка. Болгария, Румыния, Италия. Голову поднял –Балтийское море. Звезды немигающие! Я выпалил тогда, что Земля круглая, но я не помню», – отмечал Алексей Леонов.
Об этом в России даже кино сняли. Сначала у космонавта запутался фал, пятиметровый трос, единственная связь с кораблем. Оборвись он, космонавта бы унесло. После того полета без страховочного фала летать больше никто не будет.
А еще скафандр Леонову инженеры проектировали, конечно же, по теоретическим расчетам: практики у человечества не было. Вот и переборщили с давлением внутри: cкафандр раздуло, как воздушный шар. Это одно из последних интервью космонавта нашему телеканалу. Через много лет после тех событий он каждую секунду помнил отчетливо.
Когда он выходил в космос, то был примерно над Москвой, а когда возвращался – уже над Владивостоком. Почти 10 тысяч километров за 12 минут и девять секунд! Такие вот скорости на орбите! Но попасть в шлюз невозможно – его скафандр больше входного люка! Тогда Леонов сбрасывает давление до одной четверти атмосферы!!! Такое – за бортом самолета над облаками. Обычный человек и минуты не проживет, а он смог. В корабль заходил головой вперед, да еще и развернуться в узком рукаве, чтобы люк закрыть! Это потом никто не сможет даже на Земле повторить!
В том же году в одном из немецких научных журналов читатели встретят неизвестный ранее глагол leonieren. Оказалось, немцы этим неологизмом «выход в открытый космос» и обозначили. Если по-русски перевести – «полеонить» получается!
А ведь всего этого могло и не быть. В юности мечтал стать живописцем и даже в Рижскую академию художеств поступал. Но там не оказалось общежития, и он рванул в Кременчугское летное училище. Так судьба и сложилась. И талант остался. Это картина Алексея Архипыча «Над Черным морем». Так Леонов в красках описал, что чувствует человек, впервые ступивший в бездну.
Вторую звезду Героя Советского Союза он получил в 1975-м. Леонов – командир орбитального корабля «Союз-19». После шести дней орбитального полета осуществляет знаменитую стыковку с американским «Аполлоном».
Эту международную связку тогда назвали «ледоколом холодной войны». В 1975-м компания «Филлип Морис» придумала пачку сигарет «Союз-Аполлон». Производство на московской фабрике «Ява». Табак вирджинский. Минздрав, правда, не рекомендует! А вот история с пьянством на борту шуткой оказалась. Хотя все поверили поначалу! Советские космонавты американцев разыграли, наклеив на тюбики с борщом водочные этикетки. Алексей Леонов и его коллега, командир «Апполона» Томас Стаффорд, на всю жизнь подружились.
«Согласно русской традиции, перед едой мы должны выпить водки, это полезно для желудка. Плиз, летс гоу, давай, чин-чин. Они серьезно так на камеру смотрят. Я говорю: «Могу ее закрыть». Открывают, начинают. Говорит: Суп?» – рассказывал Алексей Леонов.
«Надо думать о том, как сохранить нашу Землю и не довести ее до состояния Марса. Вот самое главное!!!» – подчеркивал Алексей Леонов.