С народной артисткой России, примой-балериной Большого театра, а также художественным руководителем и председателем приза «Бенуа де ла Данс» Светланой Захаровой встретился ведущий телеканала «МИР 24» Григорий Заславский.
В июне этого года в 32-й раз пройдет вручение приза «Бенуа де ла Данс». Это считается балетным «Оскаром». Как вы думаете, почему удалось получить и заработать такой статус?
Я должна сказать, что это 30-й раз, когда будет вручение. Были несколько лет пандемии и разные мировые ситуации. Поэтому два года нам не удавалось провести именно награждение. Но были концерты, был юбилей 30 лет. Да, 32 года призу, но 30 лет, как вручается эта премия.
Изначально это было задумано, как международный приз, и он вручался не только в России, но и в разных странах мира. Мы стараемся сейчас поддерживать эту идею от создателей этого приза, стараемся сохранить этот масштаб. Что сейчас новое? Можно говорить о церемонии награждения, потому что, как вы сказали, действительно, его называют балетным «Оскаром». В прошлом году мы впервые решили попробовать провести церемонию совершенно по-другому. Более современно, с использованием современной технологии, более динамично, ярко, красиво. Я своей команде сказала, если приз «Бенуа» называют балетным «Оскаром», значит, церемония должна соответствовать. Изначально мы пересмотрели всю церемонию награждения. Она сейчас происходит очень помпезно, очень ярко, очень красочно и динамично. Потому что я всегда люблю, чтобы церемонии были такие, знаете, не растянутые, когда уже все скучают, уже ждут. В этом году мы пригласили на церемонию награждения двух замечательных ведущих. Это Дарья Златопольская и Вадим Верник. Они тоже впервые будут вести церемонию. Мне кажется, это тоже какое-то новое дыхание для «Бенуа де ля Данс». Я надеюсь, что все приедут, кто уже дал свое согласие принять участие. Всех очень ждем. Будет грандиозный концерт номинантов этого года. Будет много номеров, будут и премьеры.
То есть специально сделаны номера для этого?
Нет, не специально сделаны, но для нас это будут премьеры, будут номера, отрывки спектаклей, за которые были выдвинуты номинанты, и они впервые будут их показывать в Москве. Большинство из номинантов впервые приезжают выступать в Москву. Поэтому очень интересный будет гала-концерт. Я бы на него тоже обратила внимание.
В этом году в жюри есть не только представители от России, но, насколько я знаю, есть Испания, Италия, Франция. Насколько сложно было в этот раз организовывать такой международный статус жюри?
Да, в этом году будет Китай, Япония, Испания, Германия, Венгрия, Россия. Нам удалось собрать и пригласить замечательных представителей этих стран. Это потрясающие в прошлом артисты, сейчас они руководители компаний, в которых они работают. Вы знаете, очень было легко в этом году всех собрать. Я каждому члену жюри отправила приглашение. Все сразу дали свое согласие.
В условиях «Бенуа де ла Данс» номинантов выдвигают члены жюри. Потом идет голосование. Мир балета, с одной стороны, очень красивый, а с другой стороны, очень жестокий. Когда начинается обсуждение и голосование, как это все происходит? Я надеюсь, до драк не доходит?
Тут намного добрее идет голосование, нежели когда проходит какой-то международный конкурс. Потому что я также являюсь членом жюри Московского международного конкурса, и я помню, как там иногда почти до драк доходило, условно, до драк. А здесь немножко по-другому, здесь дружеская обстановка.
К сожалению, у нас нет возможности живьем увидеть все работы, которые представлены. Каждый член жюри получает видеозаписи. Они их смотрят и делают для себя выбор. Потом мы все съезжаемся в Москву, и наступает час икс, когда нужно голосовать. Мы все собираемся в закрытой комнате, само голосование у нас открытое. То есть мы обсуждаем каждого номинанта. Каждый член жюри имеет право высказаться. Их очень интересно слушать. У каждого члена жюри свое мнение. Бывало так, что у меня не было каких-то сильных впечатлений при просмотре чей-то работы, но, слушая членов жюри, я начинала вспоминать и восстанавливать в памяти то, что я видела. В связи с этим, я задумывалась и понимала, что это что-то интересное. Поэтому от этого обсуждения очень многое зависит.
А у вас два голоса, как у председателя жюри?
У меня два голоса, да.
А вы этим пользовались хоть раз?
Да, был момент, я использовала второй голос, когда было одинаковое количество голосов. Я понимала, что нужно сделать выбор. Но и еще я пользовалась несколько раз такой возможностью, когда члены жюри расходились во мнениях. То есть половина голосовала за одного исполнителя, а половина другого. Тогда я и предлагала, чтобы оба номинанта получили приз. Потому что оба достойны, и невозможно выбрать одного. Все соглашались.
Это же статуэтка, фигура, их делают какое-то определенное количество?
Да, но у нас всегда есть запасной. Мало того, я, честно говоря, не помню, чтобы в один год все могли приехать. Часто бывает, что человек, артист или хореограф, который получает приз, не может присутствовать, и статуэтка его ждет. То есть он просто по каким-то причинам не может приехать. Тогда статуэтка его ждет до того момента, когда он приедет за ней, выступит на сцене Большого театра и получит ее на сцене. Поэтому у нас всегда есть запасик, на случай, если могут возникнуть такие ситуации.
Вы сказали, как важен концерт номинантов. Все-таки я вас спрошу и про гала-концерт, в котором на сцену выйдете и вы, и скрипач Вадим Репин. Что это будет за программа?
На исторической сцене пройдет концерт лауреатов звезд «Бенуа». Будет много сюрпризов, будет несколько премьер. Я начну с того, что Максим Севагин, хореограф и руководитель балета Театра Станиславского и Немировича Данченко, по моей просьбе работает над новым номером, который он сам и исполнит. Да, это один из сюрпризов. Потом готовят новый номер хореографы Владимир Варнава и Семен Чудин. Я предложила Семену сделать этот современный номер, потому он тоже лауреат, и его надо показать в ключе. Я ему предложила поработать с Володей специально для приза «Бенуа де ла Данс». Вот они готовят новый номер. В новом номере выйдет Евгения Образцова и Артем Овчаренко, они тоже специально готовят дуэт на музыку Рахманинова. У нас с Артемием Беляковым будет номер, с которым мы уже выступали, танго на музыку Пьяццоллы. Артемий поставил этот номер специально для нас, и мы вместе его исполняем. Вадим Репин будет нам играть. Это сюрпризы для нашей публики. Я старалась собрать такую программу, чтобы было интересно, чтобы было что-то новое. В то же время мы обязательно увидим нашу добрую классику.
Китайцы выйдут в ПДД из «Лебединого озера», японцы выйдут в ПДД из балета «Талисман». Будет дуэт из балета «Ромео и Джульетта» Лавровского, его станцует Олеся Новикова, Мариинский театр и Денис Родькин. Будет интересная работа Александра Сергеева, отрывок из его спектакля, Кондаурова Катя и Константин Зверев впервые его станцуют.
Один из моих любимых танцоров Мариинского театра Кимин Ким выйдет на сцену в современной хореографии. Мы долго с ним обсуждали, что ему показать на сцене Большого театра, и он настоял на том, что его ни разу не видели в современной хореографии. С Ринатой Шакировой они станцуют знаменитый дуэт Моцарта и Прельжокажа из балета «Парк». Таким образом, у нас совершенно разнообразная получилась программа, и я надеюсь, что она будет очень интересна публике.
То есть вы совсем не номинальный художественный руководитель программы. Вы фактически каждую минуту происходящего на сцене будете знать, что это придумано вами?
Я могу со смелостью сказать, что я еще и режиссер этой программы, режиссер концерта, а режиссер церемонии – Егор Новиков. Мы уже второй год с ним вместе работаем для церемонией награждения. Так что у нас каждый занимается своим делом, и мы все друг друга поддерживаем. Главное, что мы не мешаем друг другу делать свое дело.