ШОС: теперь их десять. На пути к новой архитектуре евразийской безопасности
В столице Казахстана на этой неделе проходил саммит Шанхайской организации сотрудничества. Республику пощадило июльское солнце, температура в Астане не поднималась выше 20 градусов. Поэтому лидеры организации работали в комфортных условиях. Политический обозреватель «МИР 24» Анна Деркач наблюдала, как формировалась евразийская безопасность.
Коллег по саммиту президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев приветствует на трех языках: английском, русском и китайском. Президент Беларуси Александр Лукашенко в приподнятом настроении. Глава российского МИД еще в июне заявил: Астанинский саммит для Минска станет историческим.
Сегодня ШОС – это 26 стран. 14 – партнеры по диалогу, и две страны – в статусе наблюдателя.
«Нашим совместным ответом на эти вызовы является укрепление «шанхайского духа» на основе взаимного доверия, взаимной выгоды, равноправия, учета интересов друг друга, открытости внешнему миру, отказа от конфронтации и конфликтов», – заявил президент Кыргызстана Садыр Жапаров.
Безопасность и сегодня приоритет для ШОС. Только масштабы уже другие и вызовов больше: наркотрафик, контрабанда, международный терроризм.
«Именно на это нацелены принимаемые сегодня решения о преобразовании Региональной антитеррористической структуры ШОС в универсальный центр, который займется реагированием на весь спектр угроз безопасности, а также об учреждении антинаркотического центра в Душанбе», – подчеркнул президент России Владимир Путин.
Фундаментом нового многополярного мира могут стать ШОС и БРИКС. На их принципах основана инициатива «О мировом единстве за справедливый мир, согласие и развитие». Идея системы евразийской безопасности, предложенная Путиным, обрела конкретные очертания.
В следующем году председательство в организации перейдет к Китаю. А ближайшей осенью Александр Лукашенко пригласил всех в гости в Минск. На белорусском языке. После завершения саммита флаг новой страны-участницы торжественно подняли в секретариате ШОС в Пекине.