Космический интернационал: как экспедиция Талгата Мусабаева стала настоящей одиссеей
На этой неделе Казахстан отмечал 30 лет со дня первого полета в космос Талгата Мусабаева. Обозреватель «МИР 24» Роман Никифоров знает, почему экспедиция первого космонавта независимого Казахстана стала настоящей одиссеей.
«На 526-й секунде после старта, после страшных перегрузок наступает невесомость. Не расскажешь, не расскажешь. Это надо почувствовать», – поделился летчик-космонавт, Народный Герой Республики Казахстан, Герой Российской Федерации Талгат Мусабаев.
Впервые Талгат Мусабаев испытал это чувство 1 июля 1994-го. Его корабль «Союз-ТМ-19» стартовал к станции «Мир» с Байконура. Мусабаев – первый космонавт независимого Казахстана.
«Перед самым пуском на пресс-конференции было сделано заявление двух президентов, которые сказали, что Талгат Мусабаев летит в космос как гражданин Республики Казахстан, но как военнослужащий российской армии», – рассказала пресс-секретарь АО «Республиканский центр космической связи» Сара Нургалиева.
Полет продолжался более четырех месяцев. И это было только начало звездного пути для обоих. Юрий Маленченко летал в космос еще пять раз. Всего провел на орбите два года и три месяца.
Талгат Мусабаев добавил еще две экспедиции уже в качестве командира. В 1998-м он встретил на орбите политика, ученого и юриста Юрия Батурина. А в 2001-м они уже стартовали вместе. Мусабаев освоил новую профессию: космического няня, усатого, конечно. Опекал первого в истории орбитального туриста – американского бизнесмена Дениса Тито. Туриста с собой взяли не от хорошей жизни. В то время российская космическая отрасль – в упадке. Станцию «Мир» уже затопили, и денег на полет к Международной космической станции – нет.
Тогда заместителем начальника Центра подготовки космонавтов был Петр Климук. Он же первый белорус в космосе. Три полета в 1970-х еще на станции «Салют».
«Первый исследовал серебристые облака, полярное сияние, структуру Солнца», – рассказал летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Петр Климук.
Участвовал Петр Ильич и в предполетной подготовке Мусы Манарова. На счету уроженца столицы Азербайджана Баку семь выходов в открытый космос и первая экспедиция продолжительностью более года. Мировой же рекорд по работе в открытом космосе: 82 часа за 16 выходов – принадлежит Анатолию Соловьеву. Он из Риги.
Салижана Шарипова своим считают сразу в четырех странах. Родился в Ошской области Кыргызстана в узбекской семье. Один из дедушек – таджик. В 2004-м стал командиром экипажа российского корабля «Союз ТМА» и взял с собой на орбиту флаг Таджикистана.
«Космонавты – это универсальная профессия. Человек, который овладевает профессией космонавт, должен уметь все. Он и повар, он и программист, он и ученый, он и инженер, он и пилот, он и оператор. Потому что в космосе никто тебе не поможет», – отметил летчик-космонавт, Герой Российской Федерации, Герой Кыргызской Республики Салижан Шарипов.
Большинство космонавтов бывшего Союза – рожденные в РСФСР. Но вот ленинградец Сергей Крикалев. Все трое его напарников, не считая американцев, из Украинской ССР. Александр Волков – из Донецкой области, Анатолий Арцебарский – из Днепропетровской, Николай Гидзенко – из Николаевской.
Космический интернационал не только важную роль в истории сыграл, он и сегодня в деле. Россия делится с союзниками опытом, славой и технологиями. В марте этого года у Республики Беларусь появилась своя женщина-космонавт Марина Василевская.
Долгое время мировой рекорд по суммарной продолжительности пребывания в космосе держал краснодарец Геннадий Падалка – 878 суток. Однако в начале года его достижение перекрыл Олег Кононенко. Уроженец Туркменистана. За пять полетов – более тысячи дней. Он и сейчас остается на орбите, здесь же отметил 60-летие. А возвращаться собирается в сентябре.