Бунтарские традиции прорастают в современность. Франция после выборов
Во Франции новый парламент. Официальные итоги второго и решающего тура выборов подвели в начале недели. По привычке французы отметили это событие уличными беспорядками. Кстати, воскресенье в стране национальный праздник – День взятия Бастилии. Как бунтарские традиции прорастают в современность, узнал корреспондент «МИР 24» Роман Никифоров.
У французских левых свое представление о хорошо проведенном вечере. Победу во втором туре досрочных парламентских выборов отмечают акциями протеста: недовольны другими французами, что голосовали за правых.
«У них был слишком большой результат. Этого не может быть. Эти люди построили свою программу на ненависти», – считает протестующий.
Чтобы ненависти было меньше, демонстранты зовут на баррикады. Обстреливают жандармов камнями и фейерверками, громят витрины магазинов. Жгут нет, не покрышки а велосипеды. Видимо, так экологичнее.
«Зеленые» тоже входят в Новый народный фронт левую коалицию. Всего в ней 45 движений: идеология от феминизма до антикапитализма. Основные силы: коммунисты, социалисты и ультралевая «Непокоренная Франция». Лидер партии и всего объединения Жан-Люк Меланшон.
72-летнего Меланшона французские СМИ называют троцкистом, как минимум бывшим, и популистом.
Этнический француз, но родился в Марокко. Во Францию переехал в 11 лет в 1960-х, и вскоре принял участие в студенческих протестах. Боец закаленный были и гонения, и нападения.
Несмотря на свою показную радикальность, лидер «Непокоренной Франции» политик гибкий. Несколько лет назад критиковал всех подряд.
«Будь то Национальное объединение, или макронисты, или социалисты, или «зеленые» – все это один и тот же зверь, одна и та же шерсть», – подчеркивал политик.
Система такая. Франция, включая заморские территории, поделена на 577 избирательных округов численностью от 50 до 130 тысяч жителей. От каждого округа по одному депутату. Чтобы выиграть в первом туре, надо собрать больше половины голосов, иначе второй тур, куда проходят не только первые два места, а любые кандидаты, получившие от 12,5%.
«Это хитрая избирательная система. Она создает огромное количество простора для манипуляций. Вы хотите оставляете 3 кандидата, и он может отъесть процент, хотите убираете, и эти проценты еще за», – отметил председатель Совета фонда развития и поддержки международного дискуссионного клуба «Валдай» Андрей Быстрицкий.
По итогам первого тура сразу смогли избраться только 76 кандидатов. Причем по общему числу голосов в лидеры выбились ультраправые – «Народный фронт» Марин Ле Пен и Жордана Барделла.
И тут главный защитник пролетариев Меланшон пошел еще на одну сделку с главным «буржуином» Макроном. Во втором туре в 216 округах кандидаты левые и макронисты начали сниматься с выборов в пользу друг друга. И хотя ультраправые в целом по стране еще добавили, набрав 37% голосов, по количеству побед в отдельных округах заняли только третье место. Макронисты – вторые. Левые – первые. Но решающего перевеса для формирования парламентского большинства нет ни у кого.
Теперь Меланшон обещает стать принципиальным. Мол, один раз не считается.
«Отныне воля народа должна неукоснительно соблюдаться. Отныне никакие уловки, договоренности или комбинации не будут приемлемы», – отметил Жан-Люк Меланшон.
Левые хотят премьерский пост. Нынешний глава правительства Габриэль Атталь даже заявление подает, но Макрон отставку не принимает. Правда, по данным французских СМИ, он может удовлетворить прошение 16 июля. Но вот загадка: зачем президент вообще инициировал досрочные выборы?
Возможно, просто не знал, что творится в его стране? Макрон же мыслит масштабно. Сразу после выборов улетает на саммит НАТО.
«Я смог сказать всем своим коллегам и союзникам, что подход Франции будет заключаться в постоянстве ее международных обязательств – касается ли это Европы, альянса или поддержки Украины», – отметил Эммануэль Макрон.
А вот во внутренней политике все не так просто и интересно. Госдолг Франции при Макроне увеличился на 900 млрд евро и превысил три триллиона. Это 113% ВВП. При этом Франция не США, свои деньги печатать не может.
Но как ведущая европейская держава дошла до жизни такой? Власти кивают на пандемию и европейский энергетический кризис двухлетней давности. Критики напоминают про бесконтрольную миграцию и огромные выплаты новым французам и просто беженцам, а также про поддержку Украины – только военная помощь на 4 миллиарда евро, – а вот для своих фермеров и рабочих денег не хватает.
Победа левых ситуацию с долгами едва ли улучшит. Франция и сегодня – страна с огромными налогами и социальными программами. А Меланшон обещает дополнительные расходы.
Дополнительные расходы: Франция еще и Олимпийские игры должна провести, к которым Макрон обещал привести в порядок столицу. Пять тысяч бездомных за пределы Парижа действительно вывезли, но миллионы крыс и клопов остались. И реку Сену хотел как следует почистить, еще в феврале. И искупаться в реке. Президент пообещал –президент передумал. Отдуваться за него приходится министру спорта. Амели Удеа-Кастера надевает гидрокостюм и совершает-таки заплыв. Женщина отважная, картинка красивая. Вот только пластиковая бутылка ее немного портит.