Врач, чиновник, законодатель, президент. Основные вехи биографии Масуда Пезешкиана
Казахстан, Россия, Туркменистан и Иран на этой неделе подписали дорожную карту по развитию коридора «Север-Юг». Один из этапов строительство железнодорожной ветки на территории Ирана. Контролировать строительство будет теперь уже официально новый президент исламской республики Масуд Пезешкиан. Его выбрали на прошлой неделе. Биографию лидера изучил специальный корреспондент «МИР 24» Глеб Стерхов.
После каждого судьбоносного события Масуд Пезешкиан едет в мечеть и на могилы своей единственной супруги Фатимы Меджеди и их маленькой дочери. Они разбились в автокатастрофе в далеком 1993 году. Он сам вырастит троих уцелевших детей и никогда не женится. Тогда, 30 лет назад, до тех драматических событий, он, успешный врач, и не помышлял о карьере политика.
Для традиционного исламского общества он довольно резкий политик. В дискуссиях правду-матку как скальпелем режет.
1 июля на дебатах с Джалали он сказал: «Мы должны быть вместе с народом, а не на шее у народа!».
Он также заявлял: «Не секрет, что и в нашей стране есть коррупция и взяточничество! Вот эти проблемы мы должны решать!»
Нынешний президент Ирана – кардиохирург. Это по самой фамилии понятно: «пезешк» с персидского «лекарь, врач». А приставка «ан» в конце обозначает «родственник, потомок». Местные СМИ называют его «доктор Масуд» или просто «доктор». Он закончил в Тебризе медуниверситет, который позже возглавил. Но раньше была суровая практика фронтового врача.
Во время Ирано-Иракской войны в рядах Корпуса Стражей Исламской Революции Пезешкиан готовил медицинские бригады и вместе с ними ездил на передовую. После войны он один из ведущих кардиохирургов страны. В 1999 году сначала заместитель министра здравоохранения, а затем и возглавил ведомство. Это было время беспрецедентного прессинга Ирана. Республике первой в мире досталось отключение от международной банковской системы SWIFT, от всего коллективного Запада, им же – эмбарго на поставки иранской нефти, запрет на ввоз технологий и многого другого Пять тысяч разных санкций. Но все это не сработало.
Доктор Масуд умудряется оснастить медклиники по последнему слову техники, при нем в Иране запускают операции по пересадке сердца. В стране – медицинские реформы: с пациентов больше не взимают плату, все больничные расходы оплачивает правительство. С 2008 года Пезешкиан – депутат парламента. В 2021 году пробует баллотироваться в кандидаты в президенты, но не проходит экспертный совет.
Он сформировался как политик из лагеря реформистов, их противостояние с крылом консерваторов – основа иранской демократии. На коллективном Западе реформистов даже называют условной оппозицией. Последнее слово в главных решениях всегда будет за духовным лидером – аятоллой Хеменеи. Впрочем, с ним у нового президента разногласий нет. Они даже по крови близки. Оба этнические азербайджанцы по отцовской линии. Это самая крупная этническая группа в Иране после коренной, персидской. Азербайджанцев здесь проживает почти 40% от всех жителей, это около 30 млн человек. В самом Азербайджане население в три раза меньше. При этом в условиях двойной системы правления Ирана – клерикальной и республиканской – президент второй человек в стране. Он по сути председатель правительства. Отвечает за банки, социальную сферу, контролирует промышленность. В его программе – борьба за права женщин и отмену цензуры в интернете и его главная цель – переговоры по отмене западных санкций.
«В мои обязанности не входит быть экспертом по иностранным делам. Нам нужно садиться и говорить со всеми! Мы должны открыть двери всему миру и инвестировать в Иран. Мы должны со всеми наладить отношения, основанные на достоинстве, мудрости и целесообразности для нашей страны», – заявил Масуд Пезешкиан.
Одним первых Масуда Пезешкиана с избранием поздравил президент России Владимир Путин.
«Я хочу выразить надежду и не сомневаюсь в том, что развитие отношений между Ираном и Российской Федерацией будет развиваться так же поступательно, как это было при господине Раиси, о гибели которого мы все сожалеем и скорбим», – отметил российский лидер.
Ответ Пезешкиана на следующий день, в пятницу, в иранской газете Tehran Times. Свою статью он назвал «Мое послание новому миру».
Именно ему предстоит в ближайшее время подписать Договор о всеобъемлющем сотрудничестве с Россией. О нем еще в 2022 году Владимир Путин и Ибрахим Раиси договорились на полях саммита ШОС в Самарканде. Проект согласовали уже в апреле этого года, но подписать не успели. Через месяц Раиси погиб в авиакатастрофе. Торжественная церемония вступления в должность нового президента намечена на 19 августа. После этого у него есть две недели на формирование нового кабинета министров.