Свинец, шаманы и скорбь: легенды о национальных инструментах казахов
Национальные музыкальные инструменты во все времена имели особое значение для казахского народа. Благодаря их звучанию можно передать переживания, боль, или, наоборот, счастье и радость.
У казахов десятки разновидностей музыкальных инструментов. Самыми популярными среди них можно считать домбру, кобыз, жетыген, сазсырнай, туяктас, шертер и многие другие. Большинство могут знать их звучание, но мало кто знает легенды и придания, связанные с их появлением. Вот некоторые из них.
История появления домбры связана с семьей хана Монгольской империи Чингисхана. Его старший сын Джучи погиб во время охоты в степи. Однако никто не мог осмелиться сообщить трагическую новость величайшему полководцу, так как вестника ожидала жестокая казнь. Чингисхан обещал, что тому, кто принесет эту весть, зальет в горло расплавленный свинец.
Тогда приближенные хана решили рассказать о трагедии с помощью музыканта, играющего на домбре. Музыкант явился перед правителем, но не произнес ни слова, а лишь сыграл на домбре кюй «Аксак кулан», что в переводе с казахского языка означает «Хромой кулан». Прекрасная музыка великого жырау передала Чингисхану горькую правду о смерти его сына. Следуя своему ужасному обещанию, разгневанный Чингисхан приказал казнить домбру и залил в инструмент расплавленный свинец.
О появлении домбры есть несколько легенд, но все они повествуют о том, как в конце инструмент принимает на себя главное испытание с залитым в него свинцом. Однако есть и еще одна. В ней рассказывается о двух братьях-великанах, которые в давние времена жили на Алтае. У одного из них была домбра и весь разум его был занят только музыкальным инструментом, как только он зазвучит. А второй брат был озабочен только собой. Однажды он решил прославиться и построить мост через бурную и холодную реку. Так, стал второй брат готовиться, собирать камни для моста. А другой, младший брат всё играл и играл на домбре.
Время шло, но младший брат не торопился помочь в строительстве. На это старший брат разозлился и ударил младшего по голове. Так, инструмент разбился, а на голове великана остался след. Спустя долгое время люди нашли этот отпечаток и стали делать по нему домбры.
Еще одним музыкальным инструментом с завораживающим звучанием считается кобыз. Его изобретателем является выдающийся композитор казахских степей Коркыт. В преданиях говорится, что он был очень талантливым и музыкальным человеком. Но его часто волновал вопрос о смерти – куда бы он ни смотрел, везде видел печальный конец. Так, после блужданий в поиске ответов о скоротечности жизни он сделал кобыз. Говорят, что этот музыкальный инструмент Коркыт увидел в своих снах. Он был изготовлен из хвойного дерева арчи, а нижняя часть корпуса затянута кожей принесенной в жертву верблюдицы. Верхняя же чашеобразная часть осталась открытой.
Благодаря кобызу музыкант рассказывал о своих мучительных мыслях и чувствах.
Кобыз считали инструментом исключительно шаманов или, как говорят у казахов, баксы. Инструмент использовали в различных ритуалах и для общения с духами предков. Обычные люди просто боялись брать инструмент в руки, поскольку думали, что он обладает волшебной способностью и силой исцелять от болезней, изгонять злых духов, менять судьбу человека.
Две струны на старинном кобызе делали из конских волос или верблюжьих жил. А позднее начали изготавливать и из металлических струн. А основой инструмента был цельный кусок дерева. И у этой технологии тоже был особый смысл. По мнению мастеров, так в инструменте сохранялась живая поющая душа дерева.
Героем необычной легенды также считается жетыген. Она гласит о том, что в в давние времена в одном ауле жил старик, у которого было семь сыновей. Однажды суровой зимой из-за джута, то есть массового падежа скота, и обильного снегопада люди остались без еды. Тогда в семью пришло настоящее горе – дети этого человека начали умирать.
После смерти старшего сына старик выдолбил кусок иссохшего дерева, натянул на него струну и постави под неё подставку. Тогда в память о ребенке он исполнил кюй «Қарағым» («Родной мой»). После смерти второго сына отец натянул вторую струну и сыграл кюй «Қанат сынар» («Разбитое крыло»). Третьему сыну посвятил кюй «Құмарым» («Любимый мой»), четвёртому – кюй «От сөнер» («Погасшее пламя»), пятому – «Бақыт қошты» («Утерянное счастье»), шестому— «Күн тұтылды» («Затмившееся солнце»). После утраты последнего младшего сына старик натянул седьмую струну и исполнил кюй «Жеті баламнан айрылып құса болдым» («Горе от утраты семи сыновей»). В каждом произведении мужчина показал образы своих детей.
Произведения сохранились и до наших дней. Их называют «Жетігеннің жетеуі» («Семь кюев жетыгена»). Жетыген – это один из древних казахских музыкальных инструментов, которые практически не изменились.
Наиболее известными композиторами казахского народа являются Курмангазы Сагырбайулы, Даулеткерей, Таттимбет, Жаяу Муса, Дина Нурпеисова, Кенен Азербаев, Нургиса Тлендиев. Их творчество дошло и до современного поколения. Оно уважаемо и почитаемо по сей день.
На сегодня ни одно мероприятие или встреча уважаемых гостей не обходится без выступления музыкантов на национальных инструментах.
В честь одной из главных визитных карточек казахского народа в Казахстане отмечают День домбры. В этот день проводят концерты, состязания по игре на домбре и массовые выступления музыкантов.
Автор текста Майра Кенжебайкызы
Фото пресс-службы акимата Астаны