«Под землёй в Сибири обитали огромные крысы, кости которых теперь торчат во льдах»… Эти страшные сказки передавались до восемнадцатого века – пока люди не увидели наскальные изображения мамонтов. Как эти животные делили территорию с древними людьми? Почему образовались их «кладбища»? И зачем гигантам нужны были… юбки? Отвечают учёные, которые десятки лет провели в экспедициях.
«Отец» мамонтов и пиротехники из народа
Российская мамонтология многим обязана Николаю Верещагину – доктору биологических наук, палеонтологу и заслуженному деятелю науки РФ. В последнюю экспедицию – в Кению он отправился в девяносто девять лет – продолжал делать заметки о мамонтах. Поведение африканских слонов, считают учёные, проливает свет на жизнь доисторических гигантов.
Всю середину ХХ века Верещагин путешествовал по рекам великой Русской равнины, копал в ущельях и пещерах Крыма, Кавказа, Урала, Тянь-Шаня, Сихотэ-Алиня. Дальше пошёл на северо-восток Сибири.
Работу в «комариной и промерзшей насквозь тундре» Верещагин описал в книге «Почему вымерли мамонты». А начал он её с писем читателей, которые доводили до исступления сотрудников Академии наук СССР.
Советские граждане просились в экспедиции: кто-то в качестве пиротехников, чтобы взрывать лёд, кто-то хотел быть «фиксатором тканей мамонтов». Люди выражали искреннее изумление – почему учёные до сих пор не оживили гигантов? Всего-то нужно разморозить туши!
Подключились и предприятия. Управление промышленности авиационных приборов подсчитало: ежегодно ему нужно 700 килограммов мамонтовой кости. Поставки просили наладить, чтобы производить устройства связи.
«Палеогеографы» из народа делились с академиками и своими соображениями по поводу гибели хоботных. Они были уверены, что на Землю рухнул астероид, после чего гигантская волна из Тихого океана прокатилась по Азии, подхватила животных и отнесла к берегам Сибири. Пережили такое, понятно, не все.
Впрочем, и в академических кругах действительно существовала теория о реке, которая веками двигала кости мамонтов.
Река на кладбище
В 1972 году в журнале «Советская археология» вышел материал под заголовком «О находках ископаемых животных». Там учёные просили всех граждан сообщать о найденных мамонтах в Академию наук СССР. Обещали вознаграждение до 40 рублей – «в зависимости от научной ценности».
Жители севера Якутии поколениями ходили на реку Берелех. Знали: на её берегах всегда что-то найдётся – осколок кости или даже целый мамонтовый скелет. В конце 1960-х туда прибыл Николай Верещагин с коллегами и учениками.
Владимир Викторович – один из учеников Верещагина. Он тоже побывал в десятках экспедиций, в том числе – на Берелехском кладбище.
Долгое время учёные предполагали, что кости прибивало к берегам потоком реки. Поначалу рассматривали версию массовой гибели мамонтов в одном месте, но быстро её отмели. Во время первой экспедиции Верещагин насчитал не менее 150 особей на кладбище, и кости «помоложе» перекрывали совсем древние. Они скапливались сотни лет. Но почему здесь?
Владимир Питулько вместе с командой учёных пришёл к выводу: всё дело в людях. Рядом с кладбищем была разбита стоянка древнего человека.
Артефакты – то, что осталось от разделанных на фрагменты мамонтов. Из рёбер и мелких костей люди мастерили украшения и орудия труда, а скелеты использовали как каркасы домов. Соответственно, для жизни им всегда требовалось «сырьё». А чтобы брать его в одном месте – кости скидывали у реки Берелех.
Разобрали до бивня: истребили ли люди мамонтов?
Древние люди научились даже распускать бивни, как луковицу. Это не клыки, а зубы – средняя пара резцов. По составу – серия конусов, нанизанных друг на друга. Весить могли целую тонну.
Из бивня делали стержни для охоты. Один такой сейчас хранится в Санкт-Петербурге – в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН. Чтобы определить возраст находки, в ней просверлили крошечное отверстие, кусочек отправили на экспертизу. Выяснилось: стержню 10 тысяч лет.
«Наиболее серьезная база, которая была получена и использована как доказательство теории рукотворного «кладбища», – это массовые углеродные датировки. Они получены по артефактам из костей, которые были найдены в разные годы при раскопках», – объясняет Владимир Питулько.
Возраст мамонтовых костей определяют с помощью радиоуглеродного анализа. В образце учёные ищут следы радиоактивного изотопа С-14. Он присутствует в каждом живом организме, но после смерти начинает разрушаться с фиксированной скоростью. Чем меньше в находке С-14 – тем она древнее.
Берелехское кладбище формировалось, минимум, полторы тысячи лет. Учёные подсчитали, что гиганты там появлялись раз в десятилетие – по одной особи.
Чтобы понять, что с ними произошло, биологи обращаются к жизни слонов. Они мамонтам – родственники: линии предков разошлись 5 миллионов лет назад.
До сих пор в Кении коренной народ масаи охотится на крупнейшее наземное млекопитающее в мире – африканского слона. Масаи используют древнюю тактику – «копейный дождь»: забрасывают животное копьями.
Когда мамонтам становилось слишком жарко – они уходили на север.
Мамонт в юбке
Около миллиона лет назад климат в Северном полушарии стал значительно холоднее: океаны меняли течения, а воду оттягивали на себя растущие ледники. В Северной Евразии обнажились шельфы, где впервые появилась степь, которую позже учёные назовут мамонтовой.
Туда устремились не только хоботные, но и люди. На территории Арктики они начали селиться 50 000 лет назад.
Люди севера быстро поняли, что для жизни им нужна одежда – причём, многослойная и сшитая по размеру. Так впервые появилась иголка с ушком. Смастерили её из мамонтовой кости.
Хоботные для холодов были хорошо упакованы: учёные выяснили, что с боков и брюха у них до земли свисали, как юбка, жесткие волосы – внутри был подшёрсток длиной до 15 сантиметров.
Мерзлота так и «запечатала» в себе гигантов. Первого мамонта на территории России – Ленского – обнаружили ещё в 18 веке. В 20 столетии в стране нашли ещё трёх взрослых особей – Берёзовского, Таймырского и Киргиляхского мамонтёнка в Магаданской области. Малыш вообще «добрался» до наших времён… целым. Его мумия лежала под слоем ила и торфа.
А «мамонтовый» характер – по одной из научных теорий – до сих пор наблюдается у якутских лошадей. Они, мол, животные степенные. Пушистые. В холода сбиваются в кучу, чтобы греть друг друга. Тысячи лет назад позаимствовали такую тактику у «волосатых слонов».