«Был шалым, задорным, настоящим». Жизнь и судьба драматурга Александра Вампилова
19 августа исполнилось бы 87 лет выдающемуся драматургу и прозаику Александру Вампилову. Он прожил очень мало – всего 35 лет. Однако успел оставить столь глубокий след в литературе, что его пьесы и сейчас не сходят с театральных афиш страны. За короткую жизнь Вампилов фактически создал свой неповторимый театр, а его творчество оказало огромное влияние на всю современную драматургию. По его произведениям сняты прекрасные фильмы, созданы теле- и радиопостановки, даже написана одна опера. Его книги переведены на десятки иностранных языков, а пьесы поставлены во многих театрах Европы, а также Японии, Монголии и США. Многие литературоведы считают, что Вампилов стал последним русским драматургом мирового уровня. И что пока в России больше не появилось равного ему таланта.
Потомок лам и священников
Драматург, прозаик, публицист Александр Вампилов родился 19 августа 1937 года в поселке Кутулик Иркутской области в семье учителей. Он был четвертым, самым младшим ребенком в семье.
Отца своего Валентина Вампилова, Александр не помнил. Тот был арестован по доносу и расстрелян в 1938 году, когда сыну был всего год. Хотя масштаб личности отца оказал на Вампилова-младшего колоссальное влияние. Бурят, потомок этнической группы аларских хонгодор, он происходил от знаменитых в Иркутской области предков, среди которых – второй лама (настоятель) аларского дацана.
Отец драматурга Валентин Вампилов также был человеком выдающимся. Он владел шестью языками (русским, бурятским, латинским, греческим, французским и немецким) и в юности даже преподавал языки сыну иркутского генерал-губернатора. Валентин Вампилов был страстным поклонником театра и знатоком русской классической литературы, человеком творческим и очень обаятельным. Позднее, работая в Аларской школе, он ставил пьесы русских драматургов на сцене самодеятельного театра. Из его окружения, ближайших друзей и учеников вышла целая плеяда деятелей бурятского профессионального театрального искусства.
Мать Александра Вампилова Анастасия, в девичестве Копылова, была дочерью потомственного православного священника. Она окончила гимназию в Иркутске, а потом педагогический институт. Молодая женщина работала учителем математики в сельской школе.
Ее родители жили в Иркутске. В 1930-х годах из-за закрытия церквей и гонений на религию отец-священник работал простым сторожем. Его арестовали и расстреляли в 1938 году. После этой трагедии к дочери и внукам перебралась бабушка Александра Африкановна, оставшаяся одна. Эта пожилая женщина еще до революции получила самое лучшее образование, которое было доступно женщине ее круга. Она окончила Иркутское епархиальное училище с дипломом домашней учительницы, была знатоком русской литературы и музыки, тонким ценителем искусства. Конечно она приняла самое активное участие в воспитании внуков.
«Голова кружилась от весны, от молодости, от удач»
Конечно Александр Вампилов, хоть и вырос в селе под Иркутском, все же не был самородком «от сохи». Нет, он был потомком самых образованных представителей двух веток – европейской и азиатской. И вобрал в себя все лучшее от них. Сам он считал себя представителем русской культуры и свою фамилию решил произносить на русский манер, с ударением на втором слоге. Тогда как его отец и все родственники-буряты в этой фамилии делали ударение на первом слоге. Вампил (с ударением на первый слог) – слово тибетского происхождения, означает «умножающий могущество».
В 1960 году молодой писатель окончил историко-филологический факультет Иркутского университета. Уже в студенческие годы его рассказы стали публиковать в университетской и областных газетах. Об этом времени он напишет впоследствии такие строки: «Голова кружилась от весны, от молодости, от удач. Я не гонялся тогда за счастьем, а наступал ему на пятки нечаянно».
На пятом курсе он стал сотрудником газеты «Советская молодежь». Как репортер, молодой Вампилов объездил все молодежные стройки и передовые предприятия своего края. Увиденное и пережитое в эти годы давало пищу для новых рассказов, сценок, зарисовок, и в 1961 году вышла первая книга писателя «Стечение обстоятельств». В том же году его отправили по комсомольской путевке в Москву, на Высшие журналистские курсы при Центральной комсомольской школе.
Вернувшись, он продолжал работать в газете и писать рассказы, которые получались все лучшее и живее. Друзья и коллеги Александра Вампилова уже предполагали, что он может уйти из журналистики в литературу. Но никто не догадывался, что вместо повестей и романов он возьмется за пьесы. Между тем, к 1963 году так и произошло. Первым драматургическим опытом стали одноактные пьесы «Воронья роща» и «Сто рублей новыми деньгами» (позже он переименовал их в «Историю с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом»).
В начале 1964 года он ушел из журналистики и целиком посвятил себя литературному творчеству. Впрочем, и с газетой он продолжал поддерживать связи, иногда выезжая в командировки по ее заданиям.
Не умел приспосабливаться и не желал никаких скидок
В 1964 году в журнале «Театр» была опубликована одноактная пьеса «Дом окнами в поле», которая стала дебютом Александра Вампилова, как драматурга. В том же году Вампилов написал свою первую большую пьесу – комедию «Прощание в июне».
В 1965 вместе со своим другом Вячеславом Шугаевым он поехал «покорять» Москву и обошел со своей пьесой «Прощание в июне» все столичные театры, но безрезультатно. В московских театрах его пьесу ставить не хотели даже тогда, когда он был принят в Союз писателей и стал своим в столичных театральных кругах.
В 1965 году Вампилов написал комедию «Старший сын». В 1968 году закончил пьесу «Утиная охота». В начале 1971 года завершил работу над драмой «Прошлым летом в Чулимске».
Вампилов страдал от своей непризнанности, называл себя «героем своих произведений», имея в виду свою простонародность, неяркость, отсутствие эффектного лоска в образе. Но приспосабливаться, втираться в дружбу и хитрить, чтобы получить благосклонность театральных режиссеров, не умел и не хотел. Когда руководитель театра «Современник» Олег Ефремов предложил ему позиционировать свое творчество, как «национальное», Вампилов наотрез отказался. Он считал себя представителем русской литературы и не желал никаких скидок, а идти на ухищрения не соглашался принципиально.
«Таким шалым я его еще не видела». Как погиб гениальный драматург
Он так никогда и не узнал, что всего через 10 лет станет самым востребованным драматургом, а его пьесы будут идти в десятках театров, включая многие столичные.
Только к началу 1970-х годов отношение театральной общественности обеих столиц к пьесам Вампилова стало меняться. Театр имени Ермоловой взял для постановки пьесу «Прошлым летом в Чулимске». Театр имени Станиславского решил поставить «Прощание». В Ленинградском большом драматическом театре прошла премьера «Провинциальных анекдотов». А «Ленфильм» подписал с Александром Вампиловым договор на сценарий «Сосновых родников». Это было весной 1972 года. Казалось, что удача наконец улыбнулась молодому драматургу. Но оставалось всего полгода до его смерти.
В то лето он жил с семьей на даче своего друга литератор Глеба Пакулова. У того был большой дом на Байкале. Оба любили рыбалку и даже купили вскладчину моторную лодку. За два дня до своего 35-летия Александр ездил по делам в Иркутск, вернулся, по воспоминаниям его жены Ольги, каким-то веселым и бесбашенным. Свой день рождения 19 августа Вампилов собирался отпраздновать на даче, и они с Глебом поехали вместе с женами на лодке купить продуктов к праздничному столу. Потом женщины вернулись домой. Жена Глеба Пакулова вспоминала:
Но лодка, столкнувшись с бревном в воде, перевернулась еще не в тот момент. Трагедия произошла вечером, когда мужчины возвращаясь с рыбалки. «Саня сидел на руле, я на носу, – рассказывал впоследствии Глеб Пакулов. – Не могу себе этого простить, ведь я был поопытнее. А Саня, известное дело, лихач-кудрявич. В штормовке, грубом свитере, туристских ботинках, ну прямо мореман. Скорость держал отменную. Мотор «Вихрь» это позволял. Саня окликнул меня, попросил закурить. Дальше – удар, я в воде, перевернутая лодка рядом. Я сразу хватаюсь за нее, она рвется из рук. Саня плывет к берегу. Я кричу: Саня, плыви, плыви!».
По свидетельству главного врача листвянской участковой больницы, куда привезли Вампилова, сердце его не выдержало переохлаждения и остановилось: вода в Байкале остается ледяной и в августе.
В следующие несколько лет после смерти Александра Вампилова чудесным образом произошло то, чего он так долго добивался при жизни. Его творчество наконец было оценено не только провинциальными, но и столичными театрами. Его рассказы и повести охотно публиковали, а пьесы ставили десятки театральных трупп. По его произведениям снимали фильмы и делали радиопостановки. То есть к нему пришла настоящая громкая слава, но уже после смерти.
В 1976 году пьеса «Старший сын» одновременно шла в 52 театрах страны, «Прощание в июне» – в 31 театре, «Прошлым летом в Чулимске» – в 30, «Провинциальные анекдоты» – в 91. Ни один из современных драматургов такой популярностью до сих пор не обладает.