Альбина Шагимуратова: Только после 40 я поняла, как, оказывается, надо петь
Международный конкурс вокалистов им. М. И. Глинки переживает настоящее возрождение. После ухода из жизни выдающейся оперной певицы Ирины Константиновны Архиповой старейшее музыкальное состязание надолго оказалось в забвении. Каким будет обновленный, 27-й по счету конкурс, ведущему телеканала «МИР 24» Григорию Заславскому в программе «Культ личности» рассказала заслуженная артистка России, председатель жюри Альбина Шагимуратова.
Вы в труппе Мариинского театра, а мы с вами встречаемся в Большом театре. Это так начинается конвергенция, синтез или как это можно назвать? С чем это связано?
- Да, я являюсь много лет солисткой Мариинского театра. Я живу на два города – Москва и Санкт-Петербург. Но я очень люблю Большой театр. Я пела на открытии исторической сцены, где мы сегодня находимся, в опере «Руслан и Людмила», в знаменитой постановке Дмитрия Чернякова. На самом деле, Большой театр – родная для меня сцена. Я часто здесь выступаю. Недавно были гастроли Мариинского театра с оперой Беллини «Пуритане», которая никогда не звучала на сцене Большого театра. Я очень люблю Большой театр, поэтому я счастлива сегодня встретиться с вами именно в стенах этого легендарного театра.
Конечно, я бы хотела услышать во втором туре обязательный романс. Например, «Финский залив» Михаил Ивановича Глинки в исполнении сопрано. А Арию, например, Каватину Людмилы из оперы «Руслана Людмила», или Каватину Антониды из «Жизнь за царя». Потому что Михаила Ивановича Глинку достаточно сложно петь. Это самый сложный композитор для певца. Он наш русский белькантист. И вообще русский язык очень сложен в пении, вы знаете. Для меня спеть на итальянском, на немецком, на французском гораздо проще, чем на родном русском.
А китайцы хорошо поют?
- Китайцы очень хорошо поют. И из Южной Кореи хорошо поют. Они произносят русские слова даже лучше, чем мы. Они молодцы, что настолько трепетно относятся к русскому слову. Я все понимаю, о чем они поют.
Вы уже сказали о том, что нынешний год – это год 220-летия со дня рождения Михаила Ивановича Глинки. Специально для этого юбилейного года вы что-то придумали для конкурса Глинки?
- Впервые на открытие приедет Валерий Абисалович Гергиев с оркестром Мариинского театра. Он никогда не выступал, не открывал, не закрывал конкурсы. Мне кажется, это историческое событие для Валерия Абисаловича. И я очень рада, что он принял мое приглашение. В своем сложном графике он специально из Китая, где у него гастроли Мариинского театра, вырвется из Пекина, прилетит на два дня в Москву для того, чтобы открыть юбилейный год Михаила Ивановича Глинки. Этот конкурс, вы не поверите, открыл очень много имен: Владимир Атлантов, Гегам Григорян, Дмитрий Хворостовский, братья Абдразаковы, Любовь Петрова, Ольга Бородина. Ольгу Владимировну Бородину я пригласила в жюри. Посмотрите, какая огромная плеяда выдающихся имен.
Альбина, вы сейчас напомнили об этом, и я тут же вспомнил, сколько сил Ирина Константиновна приложила для того, чтобы популяризировать Хворостовского. Его первые концерты в Москве были с довольно тяжелым дыханием, а она в нем увидела талант и международный масштаб.
- Ирина Константиновна обладает удивительным чутьем. И для меня, как для председателя жюри, это большая задача увидеть потенциал. И я очень рада, что в 2019 году гран-при конкурса взяла Мария Баракова – выпускница молодежной программы Большого театра. И сейчас она золотая медалистка конкурса Чайковского. И я настояла, чтобы она в 21 год стала лауреаткой конкурса Чайковского. Я разговаривала с Владимиром Георгиевичем Уриным, чтобы он ее отпустил на конкурс Чайковского, так как я почувствовала, что на конкурсе Глинки – это будущая звезда.
Вы уже несколько раз говорили про молодого лауреата, про то, что есть совершенно невероятные, шикарные голоса в 18−19 лет. Если я правильно понимаю, традиционно считается, что классический голос выстраивается и отлаживается в каком-то более уже зрелом возрасте. Необходимо его воспитание на протяжении четырех-пяти лет. Можно ли сказать, что сегодня голоса стали формироваться раньше?
- Да, сейчас колоссальные требования к певцам, нежели в советское или постсоветское время. Я выиграла конкурс Чайковского в 26 лет, и все быстро закрутилось, буквально понеслось. Сейчас в 31−32 начинать международную оперную карьеру считается очень поздно. Хотя голос, вокальная природа созревают как раз к 33-м, к 35-ти. После своих 40-ка я поняла, как вообще, оказывается, надо петь. Вокал – это планета. Так же, как есть планета у Ирины Константиновны. Ведь на самом деле, есть планета в галактике, и она носит ее имя – Архипова. Так же и вокал – это космос. Ты все время поешь, твой голос развивается. Сегодня ты можешь спеть «Виолетту», а завтра можешь спеть «Тоску». Я, конечно, «Тоску» петь не буду. Может быть, я и смогла бы, но не буду. Потому что хочется продлить свой вокальный путь гораздо дольше. Это удивительная профессия. Это даже не профессия, это – жизнь.
Скажите, а на сцене Большого театра, когда и в чем можно будет вас услышать и увидеть?
- Хороший вопрос. Но это вопрос сейчас уже генеральному директору Валерию Абисаловичу Гергиеву.
Вы сейчас встретитесь на конкурсе Глинки.
- На самом деле, я сейчас уже на днях с ним встречаюсь, поскольку он приезжает с гастролями оперы «Руслан и Людмила» Михаила Ивановича Глинки. Я не так давно спела «Пуритане». Я пела здесь «Травиату», постановки Франчески Замбелло. Я пела Россини «Путешествие в Реймс». Очень веселая, легкая опера. Наконец-то в моем репертуаре появилась партия, которую можно спеть легко, не распеваясь.
Я очень желаю себе, и вам, конечно, но себе, может быть, даже в первую очередь, чтобы это случилось как можно скорее. Спасибо вам большое.
- Я вас обязательно приглашу.