«Достижения колоссальные»: эксперт оценил результаты импортозамещения в России
В августе 2014 года указом президента России было введено продуктовое эмбарго, закрывшее отечественный рынок для продовольственных товаров из Соединенных Штатов, Евросоюза, Канады, Австралии и Норвегии. Об итогах 10-летнего развития агропромышленного комплекса в условиях контрсанкций телеканалу «МИР 24» рассказал директор Центра агробизнеса и продовольственной безопасности РАНХиГС Анатолий Тихонов.
За это десятилетие развития российского АПК, за время действия продэмбарго, что можно назвать на сегодня таким главным итогом?
- Прежде всего, я оцениваю достижения мастерского хозяйства и вообще агропродовольственной сферы очень положительно. Фактически мы добились полной продовольственной независимости. Если мы в начале эмбарго все-таки ввозили, и доля импорта была большая, то сейчас фактически мы стали экспортером. Полностью обеспечиваем себя и мясом, и зерновыми, и рыбой. И причем обеспечение больше 100%. По зерну до 200%, по рыбе свыше 150%. Также по мясу мы обеспечили себя полностью.
Эти запасы у нас тоже весьма-весьма приличные.
- Мы себя обеспечиваем больше, чем на 155% по прошлому году. В этом году, наверное, будет больше. Поэтому мы обеспечиваем глобальные продовольственные запасы в этом вопросе. Самые крупные поставщики, что касается зерна, это Ближний Восток, Африка. Скажем так, что с учетом сложности в расчетах, в логистике, где-то около 88% поставок нашего продовольствия приходится на дружеские нам страны.
При этом я вернусь к внутреннему российскому рынку. Эксперты все равно отмечают, что да, возможностей на российском продовольственном рынке сейчас огромное количество, но при этом существуют и подводные камни. Что сейчас мешает развитию?
- Если мы сейчас не будем брать финансовые вопросы: хранение денег, дорожание кредитов, то самые большие вопросы – это вопросы селекции и генетики. У нас есть достаточно высокая зависимость от импорта гибридов, которые дают стабильно высокий урожай. И у нас есть проблема с сельхозмашиностроением.
Мы привыкли к импортным технологиям, к их замечательному пакетному решению от техники, от средств защиты растений, от удобрения, от генетики и селекции и, соответственно, до машин, роботов и другого оборудования. И сейчас стоимость этих частей за счет логистики, за счет расчетов выросли в 20−30 раз. И, к сожалению, наша промышленность нуждается в поддержке, чтобы удовлетворять наши потребности, и чтобы не было смены одних импортеров на и других.
Еще вопрос. Есть возможность спрогнозировать, на ваш взгляд, в ближайшие 10 лет какие отрасли агропромышленного комплекса могут стать точками роста, драйверами?
- Прежде всего, селекция и генетика. Второе, как я уже сказал, это машиностроение. Третье – создание новых удобрений, средств защиты растений, более биологически нейтральных. Кстати говоря, наше удобрение считается одним из лучших по экологии в мире. И, конечно, цифровизация и искусственный интеллект. Создание новых решений на цифровых платформах, на цифровых технологиях – это целый комплекс, который будет обеспечивать будущее нашего сельского хозяйства.