«Попрыгунчики», «фантомасы» и «санитары»: банды, орудовавшие в СССР
После Великой Отечественной войны ресурсов на поддержание порядка на улицах СССР не хватало. Преступность расцвела, особенно «славились» в этом отношении Москва, Ленинград, Ростов-на-Дону, Казань. Появилось множество банд, специализирующихся на грабеже и убийствах. Подобная картина наблюдалась после революции и в перестроечные времена. MIR24.TV рассказывает о нескольких «выдающихся» бандах в истории советского государства.
«Попрыгунчики», или «Живые покойники»
Пожалуй, самый «творческий» подход к криминальной деятельности проявила банда «попрыгунчиков», орудовавшая в Петрограде с 1918-го по 1920 год. Ее лидером стал имевший криминальное прошлое Иван Бальгаузен, он же Ванька Живой Труп. Может быть, преступник вдохновился английским фольклорным персонажем Джеком Прыгуном и поэтому решил использовать ходули и снабдить свою обувь крепящимися к подошве пружинами. Любовница Ваньки Мария Полевая, она же Манька Соленая, сшила белые саваны, чтобы пугать жертв.
В темное время суток бандиты, облаченные в белые саваны и колпаки, в буквальном смысле прыгали на одиноких прохожих из-за заборов, из окон первого этажа и т.п. и грабили испуганных жертв. В банде в разное время состояло до 20 человек, и число зарегистрированных разбойных нападений превышало сотню.
Чтобы поймать «попрыгунчиков», сотрудники милиции переодевались в гражданскую одежду и слонялись по районам, в которых орудовала банда, «проговариваясь» собеседникам о своем богатом материальном положении. В конце концов «попрыгунчики» клюнули на наживку и весной 1920 года были задержаны. В доме, где преступники хранили награбленное, обнаружили одежду и драгоценности, отобранные у жертв.
По решению суда, Иван Бальгаузен и его сообщник, отвечавший за ходули и пружины, были расстреляны. Остальные участники банды отправились в лагеря. Банда не раз упоминалась в художественных произведениях, например, в повестях «Кортик» и «Республика ШКИД», романе «Хождение по мукам».
Банда «санитаров»
Свое название банда, орудовавшая в Ростове-на-Дону в 1980-1981 годах, получила за то, что совершала преступления под видом медработников. Одним из лидером группировки был абхазец Зафас Барцис, сын директора Центрального рынка в Сухуми. Узнав о том, что отпрыск попал в дурную компанию и балуется наркотиками, отец отправил Зафаса учиться в Ростов-на-Дону, там молодой человек окончил институт и начал работать прорабом. Но и это не уберегло его от криминального пути: Барцис вступил в банду Хочереса Косияна, промышлявшую наркоторговлей, грабежами и разбоем.
В 1921 году, тоже в Курске, бандиты ворвались в дом китайца, к которому в тот день пришли гости-соотечественники – всего 16 человек. Все они были убиты ударами топора по голове. Котов и Морозов убивали целыми семьями, со временем переместившись в Калужскую губернию, а в 1922 году – в Москву. Впервые они случайно оставили живого свидетеля во время очередного массового убийства в районе станции Паликово Верейского уезда. Убив 10 человек, они не заметили, что 16-летней девушке удалось спрятаться.
Через некоторое время полиции удалось арестовать сообщника Котова и Морозова по нескольким преступлениям 19-летнего Ивана Крылова. На допросах он выдал сообщников, правда, настоящих их имен он не знал. Тем временем Котов, опасаясь, что в случае задержания Морозов выдаст его, застрелил сообщника, и уже через полтора месяца Котов и Винокурова были арестованы.
Крылов, Котов и Винокурова обвинялись в убийстве 116 человек и были расстреляны по решению суда.
Банда Сабана
Не менее кровожадной была банда выходца из Тамбовской губернии Николая Сафонова по кличке Сабан, орудовавшая в Москве в 1917-го по 1920 год. Сабан на момент создания преступного сообщества был судим уже шесть раз, его ближайшим помощником стал другой уголовник, по кличке Капитан. Оба промышляли кражами, грабежами, взломами. А со временем банда расширилась до 34 человек. В ней царила строгая дисциплина, а участники были разделены на ударные группы: разведки, захвата, прикрытия и отхода.
За время существования банда совершила несколько десятков вооруженных нападений и завладела деньгами и ценностями на 4,5 млн рублей. Более 30 человек, порой целые семьи с детьми, при этом были убиты. Награбленное свозилось на дачу в Сокольниках и делилось.
Со временем Сафонов начал действовать настолько нагло, что перешел к открытым нападениям на милиционеров. Узнав, что его разыскивают муровцы, Сабан явился в одно из отделений милиции и открыл огонь из двух пистолетов, разогнав всех сотрудников. А в январе 1919 года банда убила 16 постовых милиционеров. Сидя в автомобиле, преступники подзывали постового, а затем стреляли в него в упор.
В апреле того же года милиции удалось задержать Капитана, а Сабан решил скрыться у родни в Тамбовской губернии. Вскоре между родственниками произошла ссора, и преступник убил всю семью своей родной сестры, состоявшую из восьми человек. Услышавшие крики соседи схватили Сабана и собственноручно убили его. После этого банду возглавил Павел Морозов по кличке Паша Новодеревенский, и налеты продолжились. Так, однажды на платформе Соколовская Ярославской железной дороги бандиты напали на местную аптеку и изнасиловали жену аптекаря. Свидетели подняли шум, тогда преступники вышли на платформу и убили десятерых служащих железной дороги. В конце концов Морозов был убит при дележе награбленного другим участником банды, остальные преступники осуждены и расстреляны.