Главная улыбка СССР и «Мистер Троллоло». В чем секрет мировой славы Эдуарда Хиля?
Главная улыбка Советского Союза – так его называли жители СССР. Весь остальной мир звал его «Мистер Трололо». На этой неделе исполнилось бы 90 лет Эдураду Хилю, человеку, который рассказал нам, где на самом деле живет зима, сообщает корреспондент «МИР 24» Анастасия Стурова.
В 2010-м весь мир запел «Трололо». Пользователи интернета вместе с обладателем «Оскара» Кристофом Вальцом пытаются не только ноты вытянуть, но и лицом «отыграть», как в оригинале.
Пока все ломали голову: кто этот певец на записи 70-х? таинственный «мистер-улыбка» проник даже на американское ТВ. В сатирический мультсериал «Гриффины».
Вот они съемки 1976-го года. Эдуард Хиль поет «ла-ла-ла». Но зарубежные зрители услышали «трололо». А потом еще и нашли сходство между выражением лица Хиля на записи и мемом trollface. Композиция называется: «Я очень рад, что, наконец, возвращаюсь домой»… А слов в ней нет. Возможно, поэтому вокализ был самым популярным номером в репертуаре Хиля на заграничных гастролях. Каждое выступление он превращал в розыгрыш.
Вокализ в 1965-м написал композитор Аркадий Островский. Десятки хитов, среди которых «Спят усталые игрушки», «Пусть всегда будет солнце» он создал вместе с поэтом Львом Ошаниным. И вдруг решил экспериментировать… в одиночку.
Предлагали вариант текста про ковбоя, который возвращается домой. Но композитор его отверг. Любимые песни Островский всегда «отдавал» своим фаворитами. Их было трое. Кроме Хиля, ещё Иосиф Кобзон и Муслим Магомаев. Он в 1960-х тоже «примерил» вокализ.
Мировая слава пришла к Эдуарду Хилю спустя 44 года после премьеры вокализа. Но он с детства умел ждать. Когда во время Великой Отечественной мама осталась в родном Смоленске, а его, как и всех эвакуированных малышей, увезли в Башкирию в детский дом. Он ждал, что однажды все-таки поедет домой.
В 15 отправился в Ленинград, где жил дядя. Он убедил Хиля не поступать на художника: долго ждать – целых семь лет учебы. Парень окончил в полиграфический техникум, а потом и подал документы в консерваторию.
Хилю было 26, когда его заметил сам Леонид Утесов. С тех пор улыбчивому парню из Смоленска подпевала вся страна.
«Зима» принесла Хилю оглушительную популярность. Поклонницы вычисляли, где он живет, и стояли под окнами.
Хилю как уже известному в Союзе певцу дали квартиру в Толстовском доме, на берегу Фонтанки. Напротив через реку здание Ленконцерта. Путь туда лежал через Невский проспект. Но там – поклонники... Рассказывали, что Хиль зимой иногда перебирался через ограду на набережной и шел напрямую. А если все-таки узнавали, говорил, что только похож на знаменитого исполнителя.
В девяностых и «нулевых» он ходил по улицам спокойнее: как и многие звезды советской эстрады почти забыт.
В 1960-х Юрий Гагарин попросил Хиля исполнить свою любимую песню в Военно-воздушной академии. Советские генералы демонстративно покинули зал. Стали писать заявления по партийной линии, чтобы запретить певцу выходить на эстраду. Но Гагарин вступился. Объяснил: песня про итальянцев.
В 2010-м внук Эдик сообщил Хилю, что тот мировая сенсация. И что все обсуждают, в том числе, его улыбку.
Эдуард Хиль ушел через два года после того, как дождался всемирной славы. Впрочем, он и без нее был счастливым человеком – это видно по лицу.