В последние годы в Казахстане активно развивается паломнический туризм, и одним из самых загадочных памятников архитектуры Актюбинской области является мавзолей Абат-Байтак. Построенный в XIV-XV веках, этот древний некрополь привлекает не только историков и архитекторов, но и паломников со всего мира. Несмотря на скромные размеры и удаленность от крупных городов, он является важной вехой в истории региона и уникальным примером средневекового зодчества.
Когда-то на просторах Казахстана раскинулась великая Золотая Орда – могущественное государство, от которого зависели судьбы Европы, Ближнего Востока, Индии и Китая. Здесь билось сердце мировых событий, где решались ключевые вопросы международной политики и торговли. Лишь безмолвные древние памятники остаются немыми свидетелями тех далеких времен. Они помнят все, но рассказывают только тишиной.
фото туристского информационного центра «Visit Aktobe»
Абат-Байтак – священный некрополь XIV века, расположенный в 12 километрах чуть южнее от поселка Талдысай Актюбинской области. Ученые считают, что он построен в период Золотой Орды. Этот древний комплекс, овеянный легендами, хранит в себе память о великих сынах степи и загадках прошлого. Само строение средневековой казахской архитектуры, возвышается величественно перед множеством кулпытасов (надгробных памятников), создавая здесь необычную ауру. Чаще всего паломники и туристы посещают это место, чтобы почерпнуть вдохновение и ощущение связи с древними традициями, а экстрасенсы стремятся раскрыть духовные тайны, которые хранятся в этом уникальном уголке. Аналога ему в архитектурном стиле нет во всем Казахстане.
Первые упоминания о мавзолее Абат-Байтак относятся к XVIII веку. В книге историка Петра Рычкова «Топография оренбургская» сообщается, что в 1750 году инженер Александр Ригельман обнаружил и зарисовал «значительные каменные сооружения, похожие на пирамиды», которые местные киргизы называли астанами. По их рассказам, здесь были похоронены знатные люди, среди которых особо выделяли некоего знатного Абата-Байтака. Местные также утверждали, что в прошлом на этом месте существовал город. В конце XIX века мавзолей был кратко описан исследователями Дербисали Беркимбаевым и членом Оренбургской ученой архивной комиссии Яковом Полферовым. Кроме того, в начале XX века французский ученый Жозеф-Антуан Кастанье опубликовал первую графическую фиксацию мавзолея в своей работе «Древности Киргизской степи и Оренбургского края».
Актюбинский писатель и историк Мади Раимов активно упоминает это сакральное место в своих произведениях «Молитва» и «Хранитель». В сюжетах романов он подробно рассказывает о древних преданиях, которыми окутано это историческое зодчество.
фото из личного архива Мади Раимова
Прозванный «Асан печальный» («кайгы») из-за постоянных размышлений и раздумий о народе, Асан Кайгы был влиятельным бием Улуг-Мухаммеда в Сарае и Казани, являлся автором многих слов-назиданий, философских песен, говорит Мади Раимов. «В их отрывках, дошедших до наших дней, отражены исторические события той эпохи, отношение самого Асан Кайгы к происходящим событиям. Асан Кайгы считал, что «сперва надо укреплять ханскую власть и усилить оборону народа». Он укорял Жанибек хана: «Не думая о будущем казахского народа, ликуешь от временных успехов». «Философ кочевого ногайско-казахского народа», по определению Шокана Уалиханова, стремился создать из родственных племен единое государство, беспокоился об укреплении казахского ханства», – рассказывает историк.
Как объясняет писатель, несмотря на то, что Асан Кайгы был исторической личностью, он приобрел в народной памяти легендарные и даже сказочно-мифологические черты. Так, прозвище «кайгы» связывалось с тем, что, выловив в Иртыше, по предсказанию гадальщика, дочь речного султана, предназначенную ему в жены, Асан не выполнил определенных условий, и она улетела в небо.
фото Туристского информационного центра «Visit Aktobe»
фото из личного архива Мади Раимова
Некрополь включает разнообразные мемориальные сооружения, отличающиеся архитектурным и художественным оформлением. В центре некрополя возвышается мавзолей Абат-Байтак размером 9,52×9,8 м, который состоит из двух частей: 11-гранного барабана и конического купола. Основная кладка мавзолея выполнена из квадратного обожженного кирпича (24×24×6 см), в то время как для сводов арок использовался прямоугольный кирпич (24×12×6 см).
Во внутренних слоях четверика использован сырцовый кирпич аналогичных размеров. Серик Аджигалиев, исследовавший памятник, доказал наличие первоначального портала.
фото из личного архива Мади Раимова
По словам директора Западно-Казахстанского филиала Института археологии имени А.Х. Маргулана Аслана Мамедова, до XIV–XV веков о мавзолее Абат-Байтак не существовало документированных данных, а лишь передавались легенды. Советские исследователи считали этот памятник утраченным. Однако в 1980-е годы Министерство культуры СССР совместно с Казреставрацией возобновили археологические работы.
После завершения исследований началась реставрация мавзолея Абат-Байтак в рамках программы «Культурное наследие». По словам археологов, для восстановления мавзолея было изготовлено 32 тысячи кирпичей.
фото из личного архива Мади Раимова
Неподалеку находится другой мавзолей из сырцового необожженного кирпича, построенный в конце XVIII века по подобию мавзолея Абат-Байтак. В народе его называют «Кыз моласы» или «Кыз аулие» (Святая дева). К западу от мавзолея находятся более 200 надгробных сооружений, представленных каменными резными стелами – кулпытасами, относящимися к XVIII-XX векам.
фото из личного архива Мади Раимова
Кульптасы (или кулпытас) – это каменные надгробные плиты, характерные для погребальных комплексов на территории Казахстана и других регионов Центральной Азии. Они выполнялись из различных видов камня, часто известняка или песчаника, и украшались резными орнаментами, изображениями и надписями. Также они служат для обозначения могил и почитания памяти усопших.
В традиционной казахской культуре кулпытасы часто имеют сложные геометрические узоры и символические изображения, отражающие верования и представления древних народов. На некоторых из них могут быть нанесены надписи и знаки, написанные на казахском языке арабской вязью, указывающие имя покойного, его родство, а также даты жизни и смерти. Их уникальность в том, что каждый кулпытас неповторим и не похож на другие.
фото Туристского информационного центра «Visit Aktobe»
фото из личного архива Мади Раимова
К редкому типу кулпытасов относится надгробие 1893 года, высеченное из блока известкового песчаника. На памятниках высечены арабографические эпитафии на казахском языке и тамги. Судя по тамгам, на некрополе произведены захоронения представителей различных родов Младшего жуза: табын, кете, алшын, байбакты и др. Благодаря работе ТИЦ «Visit Aktobe» и управлению предпринимательства Актюбинской области, уникальный памятник обретает широкую известность и получает необходимую поддержку для его сохранения.
фото из личного архива Мади Раимова
Каждый камень здесь говорит о великом прошлом, где жизнь и смерть переплелись с мечтами и надеждами людей, чьи имена навечно запечатлены в этих надгробиях. И пока существуют эти молчаливые свидетели, история Абат-Байтака будет жить в сердцах тех, кто ищет ответы на вопросы о своих корнях, вере и вечной памяти.
Автор текста: Алина Имамбаева
Фото предоставлено Туристским информационным центром «Visit Aktobe» и писателем Мади Раимовым