Актуальный Махтумкули Фраги. Подробности ашхабадской встречи
Ашхабад на этой неделе принимал высоких гостей. Владимир Путин, Касым-Жомарт Токаев, Шавкат Мирзиеев, Эмомали Рахмон и Садыр Жапаров в знак уважения к туркменскому народу приехали на чествование юбилея основоположника современной туркменской литературы. В республике празднуют 300-летие поэта и философа Махтумкули Фраги, его называют туркменским Пушкиным, рассказывает политический обозреватель «МИР 24» Роман Никифоров.
Рукописи произведений Махтумкули Фраги созданы писцами, а не рукой самого туркменского поэта и философа. Каких-то его личных заметок пока не нашли. Ни образцов почерка, ни прижизненных портретов. Самое первое известное изображение – карандашный эскиз художника Айхана Хаджиева 1946 года. Написан в родном селе Фраги, здесь портретист встречался с его потомками, искал у них общие черты. Ну и без мистики не обошлось.
«Отец мне часто рассказывал, как однажды ему приснилось, что возле еще незаконченного портрета стоит Махтумкули и говорит: «Вот здесь подправь усы и глаза немного. Смотри на меня внимательно и запоминай», – рассказал сын художника А. Хаджиева Тойлы Хаджиев.
Сегодня этот собирательный образ – один из самых узнаваемых в мире, когда речь заходит о Туркменистане.
«Его стихи стали уже поговорками, пословицами. Из уст в уста передаются. Александр Сергеевич для России – наше все. Махтумкули для туркмен – наше все», – отметил композитор Мамед Гусейнов.
Родился в 1724-м на юго-западе Туркменистана, тогда это были земли Сефевидского Ирана. Его отец – учитель, и потому Махтумкули уже с детства много читал. Закончил два медресе. Постоянно путешествовал от Афганистана и северной Индии до российской Астрахани. Прославили его народные певцы – бахши.
«О, Всевышний! Пусть зацветут бескрайние просторы, пусть крепнут основы нашего государства», – привел строки поэта президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев.
«Процитирую одну из этих фраз: «Идут под сенью праведных знамен все наши племена со всех сторон», –продекламировал президент России Владимир Путин.
Международный форум в Ашхабаде называется «Взаимосвязь времен и цивилизаций – основа мира и развития». И действительно, «племена со всех сторон» – в наушниках многоголосье.
Только президентов в Туркменистан приехало больше десятка, в том числе из Армении, Ирана, Казахстана, Кыргызстана, Монголии, Пакистана, Узбекистана и Таджикистана. Хорошая компания, чтобы обсудить современный многополярный мир.
Такая вот альтернатива западному «порядку, основанному на правилах».
Президент Ирана Масуд Пезешкиан отправился на форум, несмотря на резкое обострение ситуации на Ближнем Востоке.
На полях форума Пезешкиан встретился с Владимиром Путиным: это первая личная встреча после гибели прежнего иранского президента. Еще при Ибрахиме Раиси две страны начали готовить Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве. И теперь Пезешкиан подтвердил готовность оформить соглашение.
Здесь будет много экономики.
Коридор «Север-Юг» – из российского Санкт-Петербурга в индийский Мумбаи – включает территории 14 стран, три ветви в районе Каспия, проект новой железной дороги в Иране. Общая протяженность путей превышает семь тысяч километров. По сравнению с традиционным маршрутом доставки грузов через Суэцкий канал экономия может составить до 10 суток.
В кругу друзей. В Ашхабаде Путин встретился с бывшим президентом, а ныне председателем Народного Совета Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым. Кратко переговорил с президентом Пакистана Асифом Али Зардари. В Кремле сообщают: лидеры обменялись взаимными приглашениями посетить свои страны с официальными визитами, договорились активизировать совместную работу во всех сферах. Кроме того, Путин побеседовал со спикером турецкого парламента Нуманом Куртулмушем, подтвердил, что ждет встречи с президентом Эрдоганом на октябрьском саммите БРИКС в Казани.
Ашхабадская же встреча подтвердила общность подходов участников к вопросам культуры. Не сносить памятники классикам: мол, не то писали или не там родились, а наоборот, открывать новые. Вот мемориалы Махтумкули Фраги в России. А эта 60-метровая скульптура – в Ашхабаде. Вокруг еще более двух десятков фигур: Шекспир, Бальзак, Руставели, Айтматов и Достоевский. Никакой конъюнктуры или дискриминации.