Драки, акробатические трюки, погони – он всегда работал без дублеров. На этой неделе исполнилось бы 80 лет Николаю Караченцову. Он запомнился героем боевиков, хотя главным увлечением своей жизни всегда считал пение, рассказывает обозреватель «МИР 24» Максим Красоткин.
Почти четверть века вел Николай Караченцов «Юнону и Авось» сквозь океан зрительской любви. По опросам ВЦИОМ, он стал самым известным спектаклем в России, и, конечно, главным – в жизни артиста. Подлинная история любви русского графа Николая Резанова и Кончиты, дочери коменданта Сан-Франциско.
«Когда смотришь «Юнону и Авось», то думаешь: «Ну сколько можно?» Где-то посредине спектакля вы думаете, что человеческие возможности должны кончаться в этот момент, но спектакль продолжается еще час», – отметил кинорежиссер, сценарист Геннадий Полока.
Он не был актером одной роли. Но при этом имел за плечами лишь один театр и одну женщину. С супругой он познакомился в «Ленкоме». Кстати, это название придумал Карачанцов, сократив до шести букв длинное «Московский государственный театр имени Ленинского Комсомола».
«Я уже спектакль даже не помню, потому что я смотрела только на него весь спектакль. Я вышла пунцовая, красная и сказала: «Если он не станет моим мужем, я не захочу больше жить», – поделилась заслуженная артистка России, вдова Николая Караченцова Людмила Поргина.
На сцене он играл уже знаменитым. Известным Николай Караченцов стал после роли деревенского Дон-Жуана в фильме «Одиножды один». На эту роль пробовался Андрей Миронов, но режиссер убедил худсовет: герой должен быть не утонченным, а таким бунтарем, который не играет, а живет в кадре.
Опасные сцены он играл сам, без дублеров. В «Человеке с бульвара Капуцинов» вписался и в роль, и в драку.
Ковбоя Билли он вызвался играть сам. Сначала Караченцову предлагали другую роль, но так как в ней было мало движения, убедил режиссера утвердить именно его.
В кадре с Николаем Караченцовым махали кулаками четыре группы каскадеров, и пусть мебель, которую разбивали о голову, была из легкой породы дерева, а посуда отлита из специальной смолы, сцены с драками все равно были не до конца безопасны.
«Когда предполагалось падение с крыши на землю, мы делали это вчистую. Готовили специальные маты, зарывали их в землю, чтобы было полное ощущение, что люди падают на землю», – отметил Александр Иншаков.
Он сыграл более сотни ролей. Но какая-то одна роль к нему не привязывалась. Он мог сыграть и деревенского паренька, например, в «Белых росах», и нелепого маркиза Рикардо в фильме «Собака на сене», а также лирических и героических персонажей. Например, Володю Бусыгина в фильме «Старший сын» или старшего лейтенанта Орлова в «Батальонах просят огня», который стал символом мужества и самопожертвования.
Герои Караченцова, даже не слишком положительные, всегда отличались обаянием и влюбляли в себя зрителя.
Неизменно популярный, он менялся вместе со временем. 1990-е годы – в моде боевики. И вот он уже герой с огнем в сердце и пистолетом в руке. Его называли «русским Бельмондо». Голосом Караченцова и говорил французский актер в русском дубляже фильмов.
Февральской ночью 2005-го он мчался домой. Машину Николая Караченцова занесло, и она врезалась в столб. Казалось, удар был смертельным, но актер выжил. Почти месяц в коме, череда операций и годы реабилитации. Даже после аварии ему предлагали сниматься, но он отказывался. Согласился лишь на продолжение фильма «Белые росы», где сыграл постаревшего героя своей молодости, вернувшегося к жене. Этот эпизод был меньше минуты. К тому моменту актер уже не говорил, его озвучивал дублер. Но когда он услышал звук режиссерской хлопушки, то расплакался. Николая Караченцова давно нет, но для зрителей он все тот же граф Резанов, который ведет далеко в океане «Юнону и Авось».