Лучшее качество за меньшие деньги. Почему российские бренды одежды шьют свои коллекции в странах СНГ?
За последние четыре года рынок швейного бизнеса в России претерпевает самый серьезный рост в своей истории. Почему это происходит и как развивается интеграция российской текстильной промышленности с предприятиями стран СНГ, в интервью MIR24.TV рассказали эксперты отрасли.
«Это вызвано несколькими факторами, – говорит основатель отраслевого сообщества «Человек, который шьет» Антон Гуреев. – Кризисные ситуации, которые происходят у нас с 2014 года, каждый раз открывают все новые окна возможностей. И если в 2015 году поколение предпринимателей в целом поняло, что можно производить одежду в России, и начало развивать швейное производство, то 2020 год благодаря пандемии открыл возможность для сегментов эконом и эконом-минус. Этому помогло очень бурное развитие маркетплейсов. В 2022 году уже начал развиваться сегмент Middle Up, который характеризуется средними чеками от 15 тысяч рублей за единицу товара. Весьма активно развиваются бренды одежды с собственными интернет-магазинами, оффлайн-точками и продажами в социальных сетях».
По словам предпринимателя, дизайн-директора экспериментального цеха одежды Христины Судник, до 2022 года доля импортной одежды составляла 75% всего объема российского рынка. Основной поток поставок шел из Европы, Турции и Китая. Это была как готовая продукция, так и сырье для пошива. Санкционная ситуация изменила палитру поставок и позволила обратить внимание на страны-соседи.
Российские бренды начали активно задействовать сырьевые ресурсы из стран СНГ. «Узбекистан является шестым по величине производителем хлопка в мире, а на его долю приходится 4-5% мирового производства хлопка и 10% мирового экспорта, – говорит доцент кафедры МГИМО МИД РФ, старший преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Петр Чувахин. – Поэтому российские производители начали напрямую закупать узбекский хлопок, сокращая затраты и время на поставку сырья. В свою очередь, Казахстан обладает развитым овцеводством, что позволяет российским брендам использовать шерсть из этой страны для производства трикотажных и шерстяных изделий».
Благодаря выгодным условиям и скорости отшива, некоторые именитые российские бренды перешли на фабрики в странах СНГ, которые от этого только выиграли. «Интеграция одного из крупных участников текстильной промышленности в мире – России – в их легкую промышленность позволила им нарастить объемы производства и улучшить экономические показатели. В свою очередь, российские бренды получили продукцию такого же высокого качества, как и раньше, но на более привлекательных условиях», – говорит Христина Судник.
Более того, по словам Христины Судник, высоко оценивается качество их тканей. «Например, многие джинсовые марки отшиваются в Узбекистане из-за хорошего качества хлопка, идеального для денима, – говорит предприниматель. – А многие крупные бренды России аргументируют пошив в Кыргызстане удобной логистикой и хорошими производственными мощностями. Кроме того, размещение заказов в странах СНГ позволяет снизить риски и добиться высокой производственной стабильности. Ведь в России около 95% сырья для текстильной промышленности импортируется. Это нитки, фурнитура и ткани. У стран-соседей такого дефицита меньше».
«В целом почти все производственные задачи можно было бы решить у нас на территории России, – говорит Антон Гуреев. – Но есть свои нюансы. Достаточно тяжело у нас решаются вопросы с нижним бельем и сложной верхней одеждой. Хотя и такие подрядчики есть, просто они загружены минимум на три месяца вперед и работают только с проверенными заказчиками. Если мы говорим про базовый трикотаж или базовую женскую и мужскую одежду, то практически все направления у нас закрыты. Также в России есть достаточно серьезные и опытные производства джинсов. Но на территории России выгодно размещать заказы объемом до 1000 единиц на один SKU (SKU – это код, который присваивается каждой группе товаров). В том же случае, если объемы заказов выше, собственники брендов одежды ищут производства на территории других стран. Хотя на территории России также есть подрядчики, которые умеют работать и с большими объемами, но их не так много, поэтому этих мощностей не хватает».
По словам Петра Чувахина, перенос части своих производств в страны СНГ, в первую очередь в Кыргызстан и Узбекистан, позволил снизить себестоимость производства на 20-30% благодаря использованию недорогих местных ресурсов и рабочей силы. Это позитивно сказалось на ценах для конечных потребителей. Благодаря географической близости сроки доставки сырья и готовой продукции сократились до нескольких дней, что существенно повлияло на оперативность бизнес-процессов.
Христина Судник также отмечает, что переход на пошив в странах ближнего зарубежья позволил стабилизировать цену на одежду и обувь. Предпосылками интеграции в страны СНГ стали не только низкая стоимость заказов и высокая скорость пошива, но и возможность оплаты в рублях.
«Также важно отметить, что за последние несколько лет российские компании инвестировали более 500 миллионов долларов в легкую промышленность стран СНГ, что привело к модернизации производства и повышению качества всей продукции», – подытожил Петр Чувахин.