Он первым заговорил о многополярности, развороте на Восток и о том, что необходимо экономическое объединение России, Индии и Китая, фактически – о создании БРИКС. На этой неделе исполнилось бы 95 лет Евгению Примакову. Политический обозреватель Роман Никифоров – о первом министре, который показал, что с Россией нельзя разговаривать с позиции силы.
Нынешний министр иностранных дел Сергей Лавров позже назовет это «доктриной Примакова». А президент Владимир Путин на международном форуме «Примаковские чтения» упомянет другой термин, из мира науки.
Его многочисленные таланты удачно дополняли друг друга. И вся его биография пестрая: «смешение стилей и жанров». Родом из Киева, но вырос в Тбилиси. Жил с мамой в коммуналке на улице Ленинградской, в комнате площадью 14 квадратных метров. Соседи вспоминают: уже в ранние годы Евгений показал себя человеком ответственным.
После седьмого класса отправился в Баку в военно-морское училище. Это был 1944 год, шла война. Но морским волком не стал – здоровье подвело. Вернулся в Тбилиси, доучился в школе и теперь уже поехал в Москву. Здесь окончил Институт востоковедения и аспирантуру экономического факультета МГУ. При этом первая профессия – журналист. Сначала корреспондент арабской редакции Гостелерадио, а потом – собкорр газеты «Правда» на Ближнем Востоке.
Удивительное дело, в середине 60-х едва ли не каждый арабский лидер бросался к нему, журналисту, в объятия. Но газета «Правда» – это все-таки главный печатный орган ЦК КПСС. Примаков выполнял деликатные поручения: например, вел переговоры с курдскими повстанцами в Ираке. В поездках его сопровождал молодой дипломат Александр Зотов.
Договорился с левыми и с правыми, заручился поддержкой губернаторов и начал действовать! Взял под государственный контроль финансовые потоки.
«В ряде банков, и мы это знаем, жгут документы, оформляют трансферты задним числом – вот, где должно проявить себя МВД», – говорил председатель правительства.
И МВД себя проявило. Тогда ведомство возглавлял Сергей Степашин. Разобрались с перекупщиками, что заставляли сельхозпроизводителей продавать товары за бесценок, и даже со всесильными «водочными королями».
«В бюджет поступало 1,5%. Можете представить. В Советском Союзе водка и табак давали 30% консолидированного бюджета, 30% бюджета Советского Союза. У нас – 1,5%», – отмечал Сергей Степашин.
Пошли на хитрость. Степашин пригласил к себе руководителей крупнейших предприятий.
И олигархи напряглись. Примаков никогда не скрывал своего негативного к ним отношения. А тут еще глава МВД передал ему список из 27 человек, которые внаглую воруют у государства.
Влиятельные фигуры из окружения Ельцина стали намекать президенту: мол, Примаков вас подсидеть хочет.
«Он нас с Примаковым пригласил к себе в Кремль. И неожиданно он нам говорит – сначала Максимовичу, потом мне: «Вы меня не предадите?» Мы так оторопело посмотрели: «А что, есть основания?» – рассказал Сергей Степашин.
К тому времени Примаков был на пике популярности: впервые после обвала цен в середине 80-х ему удалось сбалансировать бюджет, остановить гиперинфляцию и вернуть людям их зарплаты. Но всего через восемь месяцев после начала работы Ельцин все же решил отправить Примакова в отставку.
После отставки было избрание в Госдуму, создание вместе с Юрием Лужковым избирательного блока «Отчество – вся Россия», из которого позже родилась «Единая Россия».
Наверное, самый известный эпизод, связанный с Примаковым, – его знаменитый разворот над Атлантикой. В марте 1999-го, будучи премьером, он летел в Вашингтон с официальным визитом. Но тут стало известно о решении НАТО бомбить Югославию. Тогда Евгений Максимович отменил все встречи и развернул самолет прямо в воздухе.
Доктрина, метод и принципы Примакова – его наследие, которое даже непримиримые оппоненты признали. После смерти Евгения Максимовича госсекретарь США Мадлен Олбрайт сказала: он всегда действовал в интересах России.