«Надо, но не пойду»: стереотипы, которые мешают обратиться к психологу
22 ноября – День психолога в России. Ровно 30 лет назад, 22 ноября 1994 года, прошел учредительный съезд Российского психологического общества, и с тех пор этот день отмечается как профессиональный праздник всех психологов. О том, кому могут помочь представители этой профессии и какие общественные стереотипы мешают обратиться к ним, читайте в нашем материале.
За минувшие годы психология прочно вошла в нашу жизнь. Многие люди читают психологические журналы, блоги психологов и специальную литературу, слушают подкасты, смотрят видео. Открыты службы психологической поддержки. Штатные психологи появились в школах, колледжах и даже в некоторых трудовых коллективах. А в последние годы наблюдается резкий рост популярности психологического образования. Огромное количество людей с высшим образованием идут получать второе высшее – в области психологии.
В работе с психологом нуждается не только тот, кто устал совершать одни и те же ошибки, попадать в одни и те же болезненные ситуации, раз за разом наступать на одни и те же грабли. И не только тот, кто по какой-то причине не может самостоятельно построить гармоничные отношения в семье, или продуктивные – на работе. Многие хотят выбрать новые, более успешные сценарии своего развития. Как рассказала в интервью MIR24.TV психолог, доцент кафедры социологии, психологии управления и истории ГУУ Наталья Косенкова, в последнее время стали популярны обращения к психологам с целью личностного роста, для раскрытия творческого потенциала или улучшения показателей в бизнесе. Многие поняли, что работа с психологом может стать стимулом для развития в самых разных направлениях.
«За последние годы сложилось более четкое представление о профессиональной компетенции психологов, – говорит эксперт. – И если во времена, когда я только закончила обучение на психологическом факультете, профессия психолога в сознании большинства людей была практически неотличима от профессии психиатра и вызывала у окружающих шок и трепет, то в настоящий момент эти профессиональные сферы в представлении большинства разграничены».
Однако все равно к психологам обращается очень узкая прослойка людей – как правило, хорошо образованных, преимущественно – в больших городах. Остальные же предпочитают справляться сами. Почему это происходит, рассказали MIR24.TV сами представители профессии.
«Психолог нужен психически нездоровым людям»
«Профессия психолога традиционно окружена рядом мифов, – говорит доцент ГУУ. – Один из них – представление о том, что психолог нужен только психически нездоровым людям – связан с тем, что сфера психологии и психиатрии традиционно не разделяется, и очень многие люди весьма смутно представляют, чем занимаются эти специалисты».
«Я что, слабак?»
Также существует представление о том, что поход к психологу – это признание собственной слабости, неумения справляться с проблемой самостоятельно. Поэтому женщинам проще решиться на этот шаг, и большинство обращений к психологам инициируют именно женщины.
«Мою откровенность могут использовать против меня»
Это мнение – проблема маленьких городов, где все друг друга знают. Люди воспринимают беседу с психологом как некое подобие исповеди, только без гарантий неразглашения. Они опасаются, что их тайны станут известны еще кому-то, что о них станут судачить знакомые.
Помните, что психолог не должен предлагать абонементы на свои услуги, брать предоплату, давить на клиента. Если вы столкнулись с чем-то подобным, вам нужно поискать другого специалиста, отмечает эксперт.
«Работа с психологом может испортить отношения в семье»
Кто принимает решения – вы или психолог? «Специалист не ищет виноватых. Он показывает клиенту ситуацию со стороны не ангажированного, независимого лица, – говорит психоаналитик, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии Андрей Кашкаров. – В отличие от подруги или других близких людей, которые зависимы от ситуации, имеют свои планы, пользуются конфликтом интересов, психолог не заинтересован к склонению клиента в сторону тех или иных оценок. Для специалиста главное – выведение клиента из ситуации неудовлетворенности, придание ему устойчивости, уверенности, гармонии и силы».
Миф о том, что обращение к психологу может испортить отношения с близкими людьми, также, к сожалению, берет свои истоки в обращениях к неквалифицированным специалистам. «К сожалению, у нас не принято спрашивать диплом о психологическом образовании, и единственный критерий выбора специалиста – это сарафанное радио, рекомендации знакомых, – говорит Наталья Косенкова. – Нужно понять, что в настоящее время наша реальность такова, что психологами себя могут именовать кто угодно: люди, закончившие трехмесячные курсы, или вообще ничего не закончившие, и понятия не имеющие не только об этическом кодексе, но и о психологии в целом. Нужно понимать, что психолог – это прежде всего специалист с высшим психологическим образованием. И нет ничего стыдного и обидного в том, чтобы попросить его предъявить диплом».
Как отмечает эксперт, существование и распространение многих мифов связано с отсутствием представлений о том, как найти хорошего специалиста. В связи с этим можно порекомендовать не опираться при поиске психолога исключительно на рекомендации знакомых, а осуществлять свой выбор на основе той информации, которую специалист предоставляет о себе, о своем образовании, о повышении квалификации, о направлении, в котором он специализируется. Стоит спросить также о возможности пройти пробную сессию или побеседовать со специалистом до начала работы.
Как бороться с общественными ярлыками?
Эксперт рассказала, как бороться со стигмами.
Образование и информирование. Чем больше людей знают о реальной пользе психологической помощи, тем меньше остается места для стереотипов.
Открытость. Общественные деятели и знаменитости часто делятся своими историями обращения к психологам, показывая пример смелости и открытости.
Разговоры на эту тему. Откровенные беседы с близкими людьми помогают разрушить мифы и создать атмосферу доверия.
Стоит задуматься: может ли общество когда-либо избавиться от этих стигм? Или нам предстоит продолжать эту бесконечную игру в прятки с нашими страхами и предрассудками? Риторический вопрос и широкое поле для работы психологов.