on air preview
Прямой эфир
СТИЛЬ ЖИЗНИ

«Что на обед – губы лося или медвежья лапа?»: ведущий программы «Диктор делает» на телеканале «МИР» — об экзотике и любви к жизни

29/11/2024 — 17:29
«Что на обед – губы лося или медвежья лапа?»: ведущий программы «Диктор делает» на телеканале «МИР» — об экзотике и любви к жизни
«Что на обед – губы лося или медвежья лапа?»: ведущий программы «Диктор делает» на телеканале «МИР» — об экзотике и любви к жизни
«Что на обед – губы лося или медвежья лапа?»: ведущий программы «Диктор делает» на телеканале «МИР» — об экзотике и любви к жизни

Он изменил шаблоны привычных путешествий и гастрономических интенций. Он отправился на Дальний Восток, чтобы попробовать рыбацкий обед, в Беларусь — за вкуснейшим борщом по старинным рецептам, а в самое сердце Кыргызстана — за секретами приготовления блюда кочевников. Профессиональный диктор Алексей Востриков объехал половину планеты ради ответа на один вопрос: что же такое настоящая гастрономическая страсть? Традиции, путешествия, рецепты и, конечно же, люди: сегодня в формате видеоблога на телеканале «МИР» каждую субботу выходит программа «Диктор делает». В интервью MIR24.TV Алексей Востриков — обо всем самом интересном, что остается за кадром.

Алексей, ваш голос знает каждый зритель: вы озвучили сотни реклам и фильмов. У вас педагогическое образование, но в профессии состоялись, как диктор, при этом — дипломированный, советский. Почему такие разные сферы и как детство повлияло на ваш выбор?

— Мне очень повезло! Я родился в хорошей семье, у меня было счастливое советское детство. Я застал то время, когда молодежь все свободное время проводила в библиотеках и много читала. Это была целая эпоха. Только представьте: нас на самой Красной площади принимали в пионеры! Когда мои дети пошли в школу, а я многодетный отец, то очень сожалел, что уже нет того советского образования и нет тех советских школ.

Мои родители никак не связаны с телевидением, но у нас педагогическая династия. Мама — директор школы и учитель русского языка и литературы, папа — строитель, тетя — заслуженный учитель России, директор гимназии. Выбор профессии тогда для меня был очевиден. Первое мое образование — педагогическое, я учитель физики. Но, признаюсь, когда пришел на практику, посмотрел на кабинетную атмосферу и понял — этот путь не для меня.

Расскажите о телевизионной карьере. Как удалось попасть на федеральное телевидение и, самое главное, удержаться там?

— На телевидение попал совершенно случайно. Это было еще в девяностых. Знаете, как устроено ТВ? Там всегда ищут новые лица. И вот однажды был конкурс на нового ведущего. Я набрался смелости, пришел на студию и сказал, что хочу быть диктором. И через некоторое время я им стал, вел программу о погоде. Тогда я и понял, что телевидение — моя стихия.

Но базовых основ — журналистского образования — мне не хватало. Руководитель редакции написал мне характеристику, благодаря которой я поступил бесплатно во Всесоюзный институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания на факультет дикторов. У меня в дипломе так и написано: «диктор, ведущий прямого эфира».

Моим главным наставником после дикторской школы и «маяком» я считаю Игоря Леонидовича Кириллова –  главного российского диктора, после Левитана. Настоящий человек-эпоха! Ушедшая легенда!

Потом я был ведущим одного из новостных каналов в Москве и выходил каждый день в прямой эфир. Тогда и началась моя дикторская история: грим, костюмы, работа с суфлером, тексты.  Да, наверное, мы были звездами: в метро люди узнавали. Позже стал голосом другой телекомпании, совместно работал с Владиславом Листьевым, Андреем Разбашом, Александром Любимовым…

Бывает ли волнение перед камерой? Только техническое… В хорошем смысле слова — у меня профессиональная «наглость». Если мне надо что-то узнать, то я пойду — и узнаю. Если надо у человека взять интервью в необычной обстановке, то я пойду — и возьму это интервью. Но это пришло не сразу. Я оттачивал работу перед аудиторией и уверенность в себе, не поверите где, — в самой обычной, набитой народом, электричке. В буквальном смысле слова! Мой друг и талантливый режиссер Сергей Грифф придумал такую задачу: чтобы «открыться», нужно было очень убедительно… «просить милостыню» у попутчиков. Конечно, все деньги мы потом возвращали. Но эти профессиональные хитрости, очень полезные и нужные для жизни, позволили быстро набрать форму для нового телепроекта «Возможно все». Кстати, в следующем году отмечаю 35-летний юбилей: именно столько я профессионально работаю в кадре и за кадром.

Почти два года на телеканале «МИР» идет программа «Диктор делает». В формате видеоблога вы отправляетесь в гастро-приключения по странам Содружества и зарубежья, где наблюдаете за жизнью во всех ее проявлениях. Алексей, как появился проект?

— Мой любимый Пелевин однажды сказал, что все писатели делятся на две группы: первые всю свою жизнь пишут одну и ту же книгу, а вторые не пишут ни одной, но все время критикуют первых. Так вот я из первой когорты писателей: всю свою жизнь пишу одну и ту же книгу. И эта книга — о любви к жизни.

По своей природе я человек очень и очень неспокойный, постоянно перемещаюсь по планете. Чтобы понимать степень моего «сумасшествия», расскажу историю. Как-то в руки мне попалось произведение Уилкокса «Почему японцы не стареют». Меня настолько впечатлила книга, что я решил отправиться в путешествие из Москвы до Окинавы — в страну долгожителей, чтобы ответить самому себе на вопрос, а почему же они столько живут? Тогда организовал экспедицию и самостоятельно поехал. Один. Японского, конечно же, не знал, но по-английски разговаривал неплохо. Это было очень сложно, очень интересно и очень далеко. Единственное, тогда не возникло мысли снимать, а получился бы супер-контент. И, знаете, я ответил себе на вопрос, который меня волновал и который заставил отправиться на другой конец света. Жить долго — это непременно про счастье и любовь, про буйство жизни, когда тебе все-все в ней интересно!

В 2015 переехал в Сербию, а параллельно работал бренд-войсом одного из федеральных российских телеканалов. У меня дома была организована собственная звуковая студия, в которой я и звучал. Мне присылали анонсы, я их записывал и отправлял обратно в Москву. Как понимаете, времени свободного было много, и мне пришла мысль: я же нахожусь в очень красивой стране, которую надо изучать. А как изучать? Конечно, гастро!

Я познакомился в Сербии с лесником, который мне разрешил попасть на закрытую территорию, где добывают черный и белый трюфель. Задумайтесь: их стоимость сейчас 7 тысяч евро за килограмм. Туда не только не пускают случайных прохожих, но могут арестовать или что еще похуже… Я понял, что куплю камеру и сниму фильм о том, как собирают трюфели. Это и был мой первый фильм. Позже познакомился с его другом поваром, мне показали, как делают сербские сармы, а потом мы приготовили сербскую плескавицу. И — пошло, пошло, пошло…

За восемь лет жизни в Сербии я «включил режим Гулливера» и влюбился в сербов, выучил сербский язык и снял сотни фильмов — о гастрономии, национальной культуре, истории, архитектуре, политике, людях. Что со всем этим делать? Создавать целую программу в формате видеоблога! Мне всегда было интересно врываться без подготовки в какую-нибудь историю. Гастро-приключенческая программа «Диктор делает» началась с фильма о сборе трюфеля! 

И тогда, и сейчас я работаю один. Нет осветителей, операторов, продюсеров, режиссеров, гримеров. Абсолютно все в программе создается мной под ключ. Почему именно «Диктор делает»? Все просто: во-первых, я действительно диктор, а, во-вторых, диктор, который может делать все! Направлений и тем в рамках проекта было много, но гастро оказался самым коротким путем к сердцам людей. Это некий паттерн, такой язык, на котором можно свободно говорить во всех уголках мира.

Вы сказали, что «Диктор делает» — это не про рецепты. Это программа о любви, а точнее — о любви к жизни. 

— Да, хотелось сделать такую программу, которая идет через человека. Это всецело о любви к жизни. Это такой «лондоновский сюжет», я имею ввиду Джека Лондона. Это про «сухари под матрасом», понимаете? Про национальное и про экзотическое одновременно.

Если говорить про Россию, то, наверное, почти со всеми знаменитыми шеф-поварами я уже познакомился, и не только с ними. Готовили и легендарную гурьевскую кашу, и каноническую селедку под шубой, и любимые блюда Антона Чехова и Александра Невского, и даже обед русских и французов времен Бородинского сражения. Помните колобка из одноименной сказки? Это история не только про поучительный лубочный сюжет, но и про исконно-русское блюдо. Колобок, кстати, тоже в планах! Обязательно расскажу, как его готовили наши предки в одной из моих программ.

Алексей, на телеканале «МИР» вышло почти сто программ «Диктор делает». Какая поездка особенно впечатлила?

— Это было около месяца назад. Самый восток России. Сахалин. Залив Счастья. Остров Чкаловский. Мы летели в общей сложности одиннадцать часов на двух самолетах. Потом ехали на джипе, пробирались сквозь топи на вездеходе, плыли на моторной лодке и только ночью по отливу уже шли по колено в море и тащили всей группой по мели рыбацкий кунгас.

И вот там — среди абсолютной природной тишины — я впервые увидел лососевую путину. Это время, когда рыба массово устремляется из морей в реки на нерест. Местные рыбаки буквально руками и сетью вытаскивали рыбу из воды — по 14 тонн за заброс. Они поняли, что я их не оставлю в покое. Рыбаки научили меня отличать самку горбуши от самца, а еще специально под съемку засолили икру буквально в лодке на берегу залива. Это было вкусно. Нереально вкусно.

Прежде чем отправиться в экспедицию, я очень много читаю путеводителей, блогов, подслушек, завожу различные контакты, изучаю и составляю маршруты. Я очень дотошный в деталях, и только в таких поездах понимаю, что я — живой. А живой, знаете ли, это чувство не всегда веселое. На том же Сахалине случилось… я, 53-летний дядька, сижу с камерой в рюкзаке в лодке где-то в Охотском море. Ночь, темно, на часах: 02:30. Мы с группой возвращаемся на материк. Вдруг человек, который нас везет, говорит, что потерял гео-метку. А еще в этой темени туман как молоко: руку вытащишь — и ничего не видно. Люди, которые вместо со мной в лодке, начинают сильно нервничать, обсуждать, почему нет спасательных жилетов и что вообще делать дальше? А я просто сижу — и просто молчу, размышляя о том, что я тут делаю... Это бодрит! 

В программе «Диктор делает» я постоянно испытываю эмоциональные колебания: от посещения иногда откровенно опасных и страшных мест до эталонных ресторанов с изысканными блюдами и роскошной обстановкой. Такой, знаете, эклектикум!  

А что самое необычное за время проекта пробовали?

— Один из моих знакомых шеф-поваров — дикоед. У него множество уникальных рецептов, например, из мяса медведя, оленины, косули, лосятины, верблюда, бобра, а также из птиц — фазана, тетерева, глухаря, рябчика и даже северной рыбы — муксуна, омуля, нельмы и так далее.

Однажды он пригласил меня на съемку и говорит, мол, что готовим на обед, выбирай: губы лося или медвежью лапу? Какая моя реакция? Конечно же, я восторженно соглашаюсь! Выбираю медвежью лапу, поскольку это не только охотничий трофей, но и отличный деликатес. Приготовили ее по французской технологии — су-вид, то есть в вакууме. Признаюсь, это было крайне экзотично и интересно, но, как говорится, на любителя, особенно внешний вид этого самого деликатеса! 

Еще меня впечатлила щаница. Это трехсуточные щи, рецептура которых известна с XII века. По сути, «каша из топора», а точнее, суп из верхних листьев капусты, которые обычно считаются несъедобными. Мы ее приготовили в самой настоящей русской подовой печи. И я такого в жизни никогда не пробовал. Полностью уверовал, что русская кухня — это невероятно вкусно! Это был тот случай, когда за каждую порцию — до драки.

Россия, Беларусь, Кыргызстан, Грузия… География программы «Диктор делает» не имеет границ. Как блюдо отражает национальный колорит?

— Напрямую! Например, все же пробовали плов? Есть казахский, азиатский, кыргызский… А я свой самый вкусный плов попробовал, знаете, где? На рынке в Бишкеке. И хоть внешне все там было как бы не очень, примерно, как у нас в 90-х, но для тех, кто разбирается, — это настоящая кладезь и гастрономическая Мекка. Очень вкусные и свежие продукты. Можно найти такое, что и не снилось.

Национальным пловом местные веками занимаются. Шеф-повар из Кыргызстана вел меня между постройками и помещениями, а потом говорит: «Включай камеру, такого ты больше нигде не снимешь!» Он меня завел в какую-то щель между морскими контейнерами — в служебную столовую, а там — пар, жар, ничего не видно. Повара угостили пловом, который стоил всего 150 рублей, но это было настолько вкусно, необычно и точно исполнено, что всецело отражает колорит страны. 

Вы были участником интеллектуальной викторины «Миллион за 5 минут» на телеканале «МИР». В интервью тогда сказали, что у вас есть большая мечта — стать шеф-поваром…

— Я действительно участвовал в программе «Миллион за 5 минут». Ведущий еще тогда поинтересовался, на что потрачу миллион, если выиграю? Я честно ответил, что у меня есть идея изучить поварское искусство. Мысли эти существуют до сих пор.

Мне очень нравится готовить, я вообще люблю вкусно поесть. Но только концептуально. Если мне попадется какое-то интересное блюдо на проекте, то я его тут же повторяю дома на кухне. А в рамках программы еще и в национальную культуру того или иного блюда погружаюсь. Секрет вкусного блюда в том, что его всегда готовят с любовью, с душой.

Есть у меня еще одна идея-фикс — написать книгу или некий путеводитель. Со мной в любых экспедициях моя записная книжка: в ней пока больше технических моментов, чем эмоций в формате «здесь и сейчас», но, уверен, когда-нибудь она пригодится. Вместе с тем… книга — это, во-первых, ответственно, потому что я видел, откровенно говоря, множество слабых путеводителей по гастрономии. А, во-вторых, — ее написание требует свободного времени, которого у меня пока нет.

В-третьих, я еще не набрал тот вес, когда могу взяться за такое. Я сейчас ученик: постоянно что-то изучаю. У меня нет звездной болезни, мол, крутой блогер, ведущий. Я просто приезжаю к героям, как к старым друзьям и говорю: никакого репортажного официального стиля, ручных микрофонов и статичных планов – расскажи и покажи мне все как приятелю – и всегда снимаю все только так! Однажды сделал сюжет про шеф-повара монастырской кухни, который оказался сиротой-десантником, у которого любимое хобби – вязание и макраме! Представляете такое? Вот это была удача! Сразу после этого эфира меня пригласили в большой подмосковный монастырь, где я планирую снять несколько фильмов, в том числе о том, как делают монастырский хлеб, как обучают готовке послушников…

Алексей, чем планируете удивлять зрителей телеканала «МИР» в ближайшее время?

— Я бесконечно благодарен Межгосударственной телерадиокомпании «Мир» за возможность показать то, как я вижу жизнь во всех ее проявлениях, как вижу людей. Я провожу зрителя вместе с собой из одного города — в другой, из одной страны — в другую. 

Гастро-приключения — это целое искусство, которое возникло гораздо раньше, чем мы можем себе представить. К сегодняшнему дню я снял и подготовил 96 программ. Планирую в третьем сезоне отправиться в Казахстан, Бурятию, Карелию, вновь посетить Сербию, Турцию. Идей и задач — очень и очень много. И, конечно, каждая программа «Диктор делает» — это история о новых возможных гранях нашей жизни, о людях, дарящих нам новые вкусовые переживания и о том, как гастро стало неразрывной частью нашей жизни, придавая ей невероятный, новый вкус и смысл… 

Последние новости

    Поделиться:

    Последние новости