Вероятен сценарий гражданской войны: эксперты – о том, что ждет Сирию после отставки президента Башара Асада
Бывший президент Сирии Башар Асад вместе с семьей прибыл в Москву, где им было предоставлено убежище. Ранее Асад после встречи с захватившими столицу исламистами сложил с себя полномочия и покинул страну. Сейчас в Сирии ведутся переговоры между оставшимися в стране членами правительства и антиправительственными силами, контролирующими Дамаск. MIR24.TV поговорил с экспертами о том, что ждет Сирию после падения режима Башара Асада.
Адвокат, член коллегии адвокатов, политолог Артем Багдасарян напоминает, что президент Сирии Башар Асад принял решение оставить президентский пост и покинул страну, дав указания осуществить передачу власти мирным путем. Премьер-министр Сирии Гази аль-Джаляли отказался покидать страну и заявил, что «мы готовы сотрудничать с любым правительством, которое выберут сирийцы». Вооруженная сирийская оппозиция, захватившая госканал, призвала всех представителей оппозиции и других граждан сохранять «государственное имущество» и продолжать работу институтов «свободного сирийского государства».
«Несмотря на относительно мирную риторику, вряд ли можно ожидать спокойного развития событий и демократических выборов в стране. Силы оппозиции, захватившие Дамаск, трудно назвать однородными, ведь среди них есть и радикально настроенные, и поддерживаемые США Сирийские демократические силы (состоящие из курдских отрядов), и подконтрольные Турции отряды Сирийской национальной армии. Учитывая все это, более вероятным представляется сценарий гражданской войны в Сирии, так как совершенно разным идеологически силам оппозиции сложно будет прийти к консенсусу».
Артем Багдасарян также считает, что возможно повторение «балканского сценария»: дробление Сирии на небольшие государства, каждое из которых будет подконтрольно внешним покровителям. Одно можно сказать с уверенностью, что произошедшие события повлекут волну насилия и кровопролития.
Эксперт Управления международного сотрудничества ГУУ Александр Рудой подтверждает: вооруженная оппозиция, которая захватила Дамаск и в настоящее время контролирует Сирию, объединяет самые различные религиозные течения и включает в себя людей разных национальностей. Возглавляет ее одна из военизированных исламистских группировок. После взятия повстанцами Дамаска события в Сирии могут развиваться по трем основным сценариям.
«Первый. Страна погрязнет в хаосе и гражданской войне, как это случилось с Ливией и отчасти с Ираком. Цели группировок повстанцев, контролирующих Сирию, слишком разные. В стране также проживают множество народностей, придерживающихся самых разных вероисповеданий. Помимо арабов-суннитов, составляющих большинство, это курды, проживающие на границе с Турцией и на востоке, друзы, живущие на юге, и алавиты, населяющие западную прибрежную часть и города Тартус и Латакию. В стране также много христиан, населяющих крупные города – Дамаск и Алеппо. Естественно, все эти народности и конфессии будут стремиться защитить свои интересы в новой Сирии и получить какой-то кусок территории де факто расколотой страны».
Второй. Страна превратится в исламское военизированное религиозное государство по примеру Талибана в Афганистане. Оппозиционные группировки в основном представлены радикальными исламистами, имеющими определенное мировоззрение. Они могут поспешить реализовать свои взгляды на практике. При этом первый и второй сценарии могут объединиться, и такое государство возникнет на каком-то участке Сирийской Арабской Республики.
По третьему сценарию страна преодолеет непростой переходный период, в течение которого продолжат функционировать правительственные учреждения. Затем пройдут выборы нового правительства, оппозиция передаст ему власть. Далее страна будет развиваться как многонациональное многоконфессиональное государство. В какой-то мере таким примером может служить Ливан.
«На возможность подобного сценария наводят слова лидера повстанцев. Он заявил о том, что его организацию неправильно называют «террористами», и попросил отделять их от джихадистов. По его словам, Сирия заслуживает систему институционального управления. Новый политик отметил, что строительство Сирии – это грандиозный проект. И его организация — это лишь часть общего диалога, которая может исчезнуть в любой момент. После захвата Дамаска лидер повстанцев запретил своим бойцам приближаться к государственным учреждениям и заявил, что они останутся под контролем премьер-министра до официальной передачи власти оппозиции. Однако этот сценарий может в будущем трансформироваться во второй, отражающий исламское мировоззрение лидера повстанцев. Сирии предстоят непростые изменения, ее дальнейшая судьба будет определяться в ближайшее время на глазах мировой общественности», – отметил эксперт Управления международного сотрудничества ГУУ Александр Рудой.
Декан факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ Александр Шатилов подчеркивает: разгром режима Башара Асада будет иметь серьезные и не самые благоприятные последствия для Ближнего Востока, особенно с точки зрения интересов России. Как показывает практика – Ирак, Ливия – снос политического режима, что важно относительно светского, религиозными фундаменталистами вызовет хаос, гражданскую войну и противостояния.
«Потворство религиозным террористам приведет и к всплеску такого же рода настроений на всем Ближнем Востоке и в северной Африке. Это может угрожать целому ряду относительно светских и умеренных режимов, как в том же Египте. Также под ударом окажется Иран, потому что он будет под прессом новых властей. С другой стороны – Иран продолжат «прессовать» коллективными усилиями США, Турция и Израиль. И это тоже является следствием того, что режим Асада пал – при этом безвольно и без борьбы».