«В русской шапке большой, но с индийской душой»: к 100-летию со дня рождения Раджа Капура
Актер, режиссер, сценарист, продюсер – многогранное творчество Раджа Капура во многом сформировало Болливуд, империю индийского кино. За что его так любили в Советском Союзе? И как актер добился успеха в юные годы? Об этом в день рождения Раджа Капура вспоминаем в материале MIR24.TV.
Успех без аттестата
Дед Раджа Капура был актером, отец – руководителем театра. С детских лет Капур проводил время за кулисами и был приобщен к творческим кругам. Он рос в обеспеченной семье. В шесть лет впервые вышел на сцену, в 11 – дебютировал в кино. А всего в 24 года стал самым молодым режиссером Индии, или даже всего мира. Тогда он основал свою киностудию, которая разрослась в известный теперь во всем мире Болливуд. Всех этих высот он добился без специального образования, более того, из-за несданной латыни он не получил даже школьный аттестат зрелости. Мир кинематографа он постигал методом проб и ошибок: много снимал и учился у старших товарищей.
Первые работы и награды
Первый раз на экране Радж появился еще совсем юным – ему было 11 лет. Друг отца, режиссер Кидар Шарма, снял его в небольшой роли в фильме «Революция». В 1947 году, когда Индия получила независимость, Капур снялся в фильме «Смерть Камалы». Там он впервые предстал в своем узнаваемом амплуа бродячего актера и музыканта.
Первой режиссерской работой Капура стал фильм «Огонь» о том же герое Кевале, ушедшем из дома богаче, который хотел играть в театре. В картине он исполнил и главную роль, а его партнершей стала 18-летняя Наргис (Фатима Рашид). Они были знакомы уже несколько лет, Капур давно приметил красивую девушку и решил, что она станет звездой его фильмов. Наргис была дочерью известной индийской актрисы Джадданбаи. Радж тогда был женат на своей шестнадцатилетней двоюродной тетке Кришне Малхотре – в Индии такие браки были нормальны. Но Капуру было мало одной женщины – он переключил внимание на молодых актрис.
Уже третья режиссерская работа Капура – фильм «Бродяга» – сделала его мировой звездой. Очень полюбилась эта картина в Советском Союзе, после показа фильма в кинотеатре «Ударник» поклонники хлынули к гостинице «ЗИС», где жил Радж Капур. А Юрий Гагарин прозвал актера «товарищем Бродягой». Советскому зрителю была близка эта сентиментальная история, полная надежды. Особенно учитывая факт, что премьера состоялась в самом начале периода оттепели – в 1954 году, после смерти Сталина.
В 1955 году Капура объявили лучшим режиссером Индии за сатирическую комедию «Господин 420». Эта картина вслед за «Бродягой» была восторженно встречена мировым зрителем. Следующий фильм «Под покровом ночи» получил «Хрустальный глобус» на кинофестивале в Карловых Варах.
Дуэт с Наргис
Актерский дуэт Капура и Наргис в «Бродяге» очаровал зрителей, многие посчитали, что их отношения отнюдь не только рабочие. Даже в советских газетах их совместное фото иногда подписывали так: «Мистер и Миссис Капур». Но Капур не уходил от своей жены Кришны Малхотре – она была домашним человеком, вела быт, растила пятерых детей и ни разу не дала интервью. Наргис была своенравной и на съемочной площадке командовала почти наравне с Капуром, помогала ему достать деньги для съемок. Вместе они снялись в 16 фильмах. Когда Наргис решила уйти со студии Капура, он был в гневе.
«Кришна – мать моих детей, Наргис – мать моих фильмов», – говорил Радж Капур.
Капур и Болливуд
Актер основал свою киностудию «Радж Капур Филмс», которая позже развилась и стала частью Болливуда. Индийцы в конце 1940-х и начале 1950-х охотно снимались в кино, особенно в Бомбее. Они сами приходили к воротам киностудии, которая тогда еще не была Болливудом, в надежде быть замеченными режиссерами. Тем, кого выбирали в статисты, платили пять анн в день – столько стоили две чашки риса. Дешевая оплата труда способствовала быстрому развитию индийской киноиндустрии.
Болливуд – киногород в северной части Мумбаи (бывшего Бомбея), там расположены крупнейшие киностудии Filmalaya и Film City. Название образовано от сочетания слов «Бомбей» и «Голливуд». Ежегодно в индийской киноимперии производится до 300 фильмов. По большей части это мелодрамы с музыкой, танцами и хэппи-эндом. Сегодня Болливудом управляет три десятка актерско-продюсерских династий, в числе которых и семья Капур.
Долгое время индийское кино не воспринималось всерьез. Годовой доход индийской киноиндустрии не превышал двух миллиардов долларов, в то время как в Голливуде сумма достигает 50 миллиардов. Однако сегодня бурно развивающаяся Индия вызывает все больше интереса на Западе. Индийские актеры снимаются в западных картинах – например, Айшвария Рай. А еще в рамках международных кинофестивалей становится больше представителей от Индии. В этом году в России прошли «Московский международный кинофестиваль» и кинофестиваль стран BRICS, на которых Индия взяла награды. Как бы мы ни относились к индийскому кино, важно отметить, что оно узнаваемо и имеет свой почерк.
Любимец советской публики
Капур не раз бывал в СССР, приезжал на фестивали, любил макароны по-флотски и мог выпить водки с друзьями. Дома он всегда рассказывал, как его любят в СССР, и это было правдой. После уже упомянутого фильма «Бродяга» зрители напевали вместе с ним незамысловатые строчки: «В русской шапке большой, но с индийской душой».
Капур снялся в 80 фильмов и стал режиссером 10 картин, но для советского зрителя остался «товарищем Бродягой». В этом амплуа его увидели целых 64 миллиона зрителей в СССР – без рекламы и дорогих пиар-акций. После премьеры картину снова крутили в кинотеатрах в 1959 году, а после – раз в десятилетие, вплоть до 1985 года.
В фильме Капура «Мое имя Клоун» 1970 года снялась советская актриса Ксения Рябинкина. Вообще эта картина была совместным советско-индийским творчеством. Режиссер пригласил советских циркачей и артистов, было устроено три экспедиции в Индию. Лента вышла нетипичной для индийского кино, длилась она целых четыре с половиной часа и не имела большого успеха. Но это стало важным опытом и взаимодействием стран.
Последняя награда
Да, как у любого творческого человека, у Капура были неудачи, но все-таки запомнился он своими победами и вкладом в индийскую киноиндустрию. Получив всевозможные награды, ему не хватало только одной – высшей кинематографической награды Индии. Его отец, Притхвираджа Капур, был удостоен этой награды посмертно. В 63 года награды дождался и Радж. Он был болен, и когда во время церемонии награждения назвали его имя, он ен смог подняться из-за головокружения. Нагруду вручили прямо в зале, после чего актер потерял сознание. Через месяц Раджа Капура не стало.