Чудеса Индии: какими трюками факиры на протяжении нескольких веков удивляли путешественников?
Индия. Это страна экзотики, чудес, факиров и их удивительных трюков. С арабского «факир» переводится как «бедняк». Под этим словом в общем смысле понимают странствующего бродячего монаха. На улицах индийских городов даже сегодня можно встретить аскетического вида людей, которые демонстрируют свои знаменитые и сверхъестественные номера. Согласно письменным источникам, тот же фокус «индийский канат» существует несколько сотен лет. В материале MIR24.TV — о фантастическом мастерстве индийских факиров и фокусах, часть из которых так и не удалось раскрыть.
Смотрите 27 декабря в 19:35 и 30 декабря в 12:00 х/ф «Зита и Гита», 27 декабря в 22:40 и 30 декабря в 19:15 х/ф «Танцор диско», 28 декабря в 21:55 и 30 декабря в 14:55 х/ф «Месть и закон» на телеканале «МИР».
Индийский канат
В вечернее время при свете факелов факир достает из плетеной корзины толстую веревку, многократно скручивая ее. Он что-то шепчет и произносит заклинания, а потом подбрасывает ее вверх несколько раз. В какой-то момент канат становится твердым и зависает в воздухе — в нескольких сантиметрах над землей. Об этом трюке под названием «индийский канат» стало известно еще в середине XIV века. Тогда представление описал арабский путешественник и естествоиспытатель Ибн Баттута. Разгадать трюк пытались несколько столетий, а в XIX веке его объясняли модным на то время гипнозом.
Секрет был раскрыт в середине 1930-х. Для этого американский иллюзионист Гораций Голдий восемь лет путешествовал по Индии. Голдий писал, что индийские маги пользуются особенной веревкой. Канат сделан из оплетки, внутри которой находятся деревянные брусочки с закругленными краями. Сквозь эти брусочки протянут прочный шнур: если его натянуть и закрепить, то веревка затвердевает. Над местом проведения фокуса обычно натягивались прочные шнуры черного цвета. По этой причине номер демонстрировали в сумерках, при свете фонарей или факелов, чтобы черные шнуры не были так заметны. В воздух канат подбрасывался несколько раз, пока небольшим крюком на конце не цеплялся за заранее натянутый шнур. После чего помощники фокусника натягивали его потуже.
Однако позже подобные фокусы повторялись на открытом пространстве, где натянуть шнур было просто невозможно. Каждый мог потрогать канат, никаких брусочков в нем не было. По традиции многовекового номера — канат распрямлялся и застывал в воздухе, а потом по нему поднимался и спускался мальчик.
Семечка мангового дерева
Секрет индийских факиров, как пишут исследователи, обычно заключается в их способности производить ментальную иллюзию, или майю. Обычно факир вводит в заблуждение зрителей, заставляя их видеть то, чего не существует в действительности. И следующий фокус — семечка мангового дерева — тому является подтверждением.
Перед толпой зрителей факир смешивает несколько горстей песка разного цвета и выливает в него сосуд с водой. После красивых движений в воздухе и прочтения особых заклинаний сажает зернышко мангового дерева, засыпает песком и накрывает платком. Затем факир начинает пение, которому аккомпанируют барабаны и цимбалы. Под медленное движение рук из песка со сказочной быстротой появляется молодой побег. Факир приподнимает платок, а под ним оказывается молодой куст манго высотой около метра. Факир вновь читает заклинание, и деревце возвращается обратно в землю.
Специалисты объясняют этот фокус просто: магия совершается благодаря использованию индийского резинового дерева. Оно сворачивается спиралью до размеров маленького кулачка и очень профессионально прячется, а в нужный час постепенно распрямляется как пружина — на удивление зрителей.
Танцующие кобры
А вот тайна заклинателей змей в Индии оказывается не такой магической. Конечно, дело не в волшебной флейте и не в музыке, а в «дрессировке». Прежде чем показать на публике трюк, факир остается на долгое время один на один с коброй в небольшом замкнутом пространстве. Зачастую змея атакует своего обидчика. Но на этот случай у заклинателя припасена та самая дудка, которой обычно на уличных представлениях и выманивают кобру из плетеной корзинки. Только здесь это не музыкальный инструмент, а палочка для «дрессировки». Каждая атака кобры сопровождается увесистым шлепком по голове — и так на протяжении несколько недель и месяцев. Со временем кобра начинает опасаться и воспринимает дудку как реальную угрозу.
Перед выходом на публику змею держат на голодном пайке, поэтому ее движения становятся вялыми. Из корзинки кобра показывается не из-за волшебных мелодий. Просто параллельно игре на флейте факир постукивает по корзине.