Россия. Мосты дружбы. От СНГ до БРИКС
Каждый седьмой вопрос президенту во время программы «Итоги года с Владимиром Путиным» был личным, а каждый пятый касался международной политики. Россия в уходящем году председательствовала в СНГ и в БРИКС. Политический обозреватель «МИР 24» Роман Никифоров вспомнил все и убедился, что иногда личное от государственного отделить невозможно.
«Из ныне живущих личностей я бы хотел почаще встречаться со своими друзьями и близкими мне людьми».
Владимир Путин отвечает на вопрос, с кем бы хотел чаю выпить. Вспоминает и некоторых ушедших лидеров. Например, бывшего немецкого канцлера Гельмута Коля.
«Он был фигурой международного масштаба. Я с интересом вспоминаю многие наши разговоры. Они были очень для меня полезными», – отметил президент РФ.
Или президента Франции Жака Ширака.
«Он вообще был, знаете, как энциклопедист, как академик: чего не спросишь – все знает. Даже любопытно, честное слово. На все у него было свое мнение, он его строго придерживался. Он был очень корректным, галантным человеком. Немножко другим человеком, но тоже весьма теплым в общении, деятельным, очень хватким был Берлускони», – поделился Путин.
Политиков такого калибра сегодня в Западной Европе уже не найти, но Владимиру Путину по-прежнему есть, с кем поговорить ... по-дружески.
В мае российский лидер приезжает в Пекин с государственным визитом. И это первая зарубежная поездка после вступления в должность. Складывается новая российско-китайская традиция: вот Си Цзиньпин после выборов в 2012-м и в 2023-м сначала отправляется в Россию. Всего же они лично встречаются не менее 40 раз. И, кстати, да, вместе чай пьют.
Напиток, похоже, тонизирует: после неспешной церемонии отношения между странами получают новый импульс.
«В последнее десятилетие уровень, качество отношений стали такими, которых на протяжении всей нашей истории, пожалуй, не было никогда. Важнейшей частью является региональное взаимодействие. Руководители регионов общаются друг с другом: там и маотай присутствует, и водочка, конечно. Но все там в меру, насколько я понимаю. И вот эта личная химия имеет значение. И самые наилучшие приветы лидеру Китайской Народной Республики, человеку, которого я считаю своим другом, председателю Си Цзиньпину».
Президент комментирует мирные инициативы Китая и других стран БРИКС.
«Почему мы обратили на это внимание? Потому что это искренняя попытка поиска решения. На наш взгляд, эта попытка является сбалансированной и ничего не навязывающей ни одной из сторон: ни Украине, ни России. Поэтому это и делается нейтральными странами, которые не вмешиваются в конфликт», – объяснил российский лидер.
А это уже чаепитие дома у Путина, в Подмосковье. С индийским премьером Нарендрой Моди.
«Побывать у друга дома – это, конечно, большая радость. Вы меня пригласили к себе домой. Хочу Вас поблагодарить за то, что Вы создали такую интересную программу, за Ваши теплые слова».
Индия – самая большая демократия планеты, третья экономика мира и первая – по темпам роста. Когда-то и с индийцами русские были «братьями навек». После развала Союза отношения охладились, но теперь все возвращается на круги своя: и для Моди – первый зарубежный визит после избрания в Россию.
Еще в нулевых Россия, Индия и Китай создают новую общую структуру РИК. Потом к ним присоединяются Бразилия и ЮАР. Получается БРИКС.
«БРИКС не является инструментом противодействия Западу. Мы не работаем против кого бы то ни было, мы работаем за свои интересы», – отметил Владимир Путин.
В этом году саммит БРИКС проходит в Казани. Во-первых, это вкусно. Мир узнает, что такое сладкий чак-чак, а также эчпочмак, беляш и кыстыбый. Во-вторых, масштабно. В столицу Татарстана приезжают лидеры 22 стран. Без преувеличения – главное политическое событие года. Гости отмечают безупречную организацию.
«Все вопросы принимаются консенсусом, и это очень важно. Там нет маленьких, больших государств, более развитых, менее развитых. Там есть объединение по интересам. Интерес один – развитие», – подчеркнул президент России.
Кругом друзья, а не враги. Добро пожаловать, а не «посторонним вход воспрещен». Эти принципы в мировой политике подзабыты, Чебурашка о них напоминает. Это талисман Всемирного фестиваля молодежи в Сочи. 20 тысяч участников представляют 188 стран. Политики, бизнесмены, ученые, журналисты – все не старше 35. Похоже, в ближайшем будущем миром будут править люди в ушанках.
В этом году у Владимира Путина несколько государственных визитов, то есть визитов высшей категории по дипломатическому протоколу. Роскошный прием и общение с Ким Чен Ыном в КНДР. Москва и Пхеньян подписывают соглашение о всеобъемлющем стратегическом партнерстве. Стомиллионный Вьетнам – еще один осколок так называемого социалистического лагеря. Это не просто визит вежливости, шаг к восстановлению исторических связей. Путин едет, разумеется, и к партнерам по Содружеству. В мае – к президенту Узбекистана Шавкату Мирзиееву. В августе – к азербайджанскому коллеге Ильхаму Алиеву. В ноябре рисует вместе с лидером Казахстана Касым-Жомартом Токаевым мост Дружбы. Кроме того, Россия заключает еще одно соглашение о стратегическом партнерстве – с Ираном. И для Европы еще не все потеряно, особенно для Восточной. Некоторым странам удается сохранять свой суверенитет. Например, Венгрии. А премьер Виктор Орбан не боится в Москву ездить.
«Я очень благодарен Вам, что даже в таких тяжелых условиях, вы согласились меня принять».
Впрочем, Путин готов не только с друзьями говорить. Если надо, хоть с президентом США встретится. Российский лидер заявил об этом в ответе на вопрос корреспондента американской компании NBC.
«Господин президент, когда Вы встретитесь с президентом Дональдом Трампом, Вы будете более слабым лидером. Как Вы собираетесь поступить? Что Вы сможете предложить в качестве компромисса?»
«Я придерживаюсь другой точки зрения. Я полагаю, что Россия стала гораздо сильнее за предыдущие два-три года. Почему? Потому что мы становимся по-настоящему суверенной страной. Мы уже мало от кого зависим. Кому бы ни хотелось представить Россию ослабленной. Поскольку Вы американец, хочу вспомнить известного всем человека и писателя, который как-то сказал: «Слухи о моей смерти сильно преувеличены».