Театр теней, кукол и людей: в МТК премьера – театральное расследование «Эдгар По. Следствие»
«Чтобы тебя прочитали, нужно, чтобы тебя убили»
Замочная скважина, таинственный свет, рухнувшая наполовину стена… В Московском театре кукол необычная премьера – спектакль «Эдгар По. Следствие» – театральное расследование по мотивам «Убийства на улице Морг».
«Аналитические способности нашего ума с трудом поддаются анализу, но для человека исключительного такой дар анализа становится источником живейшего наслаждения. К такому заключению приходит Рассказчик после встречи в Париже с неким Огюстом Дюпеном, изумившим его эрудицией и остротой воображения». А уму зрителя предстоит проделать свою работу, чтобы распутать тайные звенья этой мистической и наполненной тайнами истории.
Детектив в детективе: на сцене сам автор Эдгар По беседует со своими же персонажами, влезает в пустую рамку рядом с Гоголем и другими великими, вороны клюют падаль, а «истина не всегда обитает на дне колодца…» Звучит загадочно? Вся эта постановка пронизана ребусами и деталями, которые, безусловно, имеют большое значение, но чтобы разгадать их истинное предназначение, нужно потрудиться.
Зритель и сам становится детективом, потому что просто следить за сюжетом невозможно, невольно начинаешь думать, кто настоящий убийца, почему у всех кукол рыжие волосы, а у лысого – усы, кроме одной. Гробовщик похож на Шляпника из «Алисы в стране чудес», но только волшебства тут ждать не стоит, а вот безумства хватает.
«Все есть только сон во сне»
«Эдгар По. Следствие» – это не про логику, это про атмосферу и эмоции, фантазии, в которых часто пребывают люди.
Особое внимание обращает на себя музыка (композитор Дмитрий Шаров). Если закрыть глаза и только слушать, то, кажется, картинка будет рисоваться в голове не менее яркая и мистическая. В основе виолончель, вызывающая тревогу и беспокойство и обещающая некую мистификацию.
Эдгар По – блестящий аналитик и любитель загадок беседует со своими выдуманными персонажами и уже непонятно, где сон, а где реальность, где выдумка, а где жизнь. «Реальная жизнь стала казаться мне видением», – говорит он.
И вот уже Дюпен (Евгений Ильин) и есть сам Эдгар По (Александр Семенов) – их жесты и слова звучат в унисон. Это единственный вымышленный персонаж, роль которого исполняет не кукла, а человек. С появлением орангутана (Яков Роткин) и вовсе перестаешь понимать, что происходит, зато осознаешь, почему у всех кукол были рыжие волосы (усы, бакенбарды).
«Чего случилось такого, чего еще не бывало»
Самая страшная и волнующая сцена, когда живые вдруг замирают, куклы обездвижены, а вот умершая старушка поет, резво размахивая головой. Туловища не видно, оно спрятано под портьерой, и картинка напоминает нам фокусников, резво кромсающих своих ассистентов… А рыжий орангутан крушит все кругом. Но вот именно этот персонаж почему-то вызывает улыбку и немного выводит зрителя из транса.
Пьеса, которую написала Анна Богачева вряд ли может претендовать на документалистику, но фантазии очень четко передают мироощущение создателя классического детектива и психологической прозы.
Сон, фантазия, реальность? Все переплелось, перемешалось… А в личной жизни По – трагедия за трагедией. Летят листы рукописей, приходит слава. Но может ли всемирное признание восполнить утрату близкого человека?..