«Я просто почувствовал, что нужен здесь»: Максиму Дунаевскому – 80
Этот уникальный человек пишет музыку, руководит филармонией, преподает в консерватории и ведет бурную общественную деятельность. При этом он счастливо женат в восьмой раз. Так встречает свое 80-летие выдающийся композитор, народный артист России Максим Дунаевский.
В его творчество трудно не влюбиться: написанные им песни и саундтреки обладают чарующей магией и мощной позитивной энергетикой. Им создана музыка к десяткам популярных мюзиклов, спектаклей, художественных и анимационных фильмов. Песни его сочинения звучат в таких прославленных кинолентах, как «Д`Артаньян и три мушкетера», «Карнавал», «Трест, который лопнул», «Зеленый фургон», «Мэри Поппинс, до свидания!» и других. А дискография насчитывает два десятка авторских виниловых и компакт-дисков.
В честь юбилея маэстро смотрите художественный фильм «Д'Артаньян и три мушкетера», все песни и саундтреки к которому написал Максим Дунаевский, 17 января в 19:50 и 18 января в 19:05 на телеканале «МИР».
Почему композитор носил в детстве другую фамилию?
Отец Максима Дунаевского – культовый советский композитор Исаак Дунаевский. Настоящая знаменитость того времени, лауреат двух Сталинских премий, народный артист РСФСР. А мать – балерина Московского театра оперетты Зоя Пашкова, которая была моложе Дунаевского-старшего на целых 23 года.
Союз родителей был не зарегистрирован, мало того, отец с юности был женат на другой женщине, бывшей балерине Зинаиде Судейкиной, и речь о разводе даже не шла. Но, как рассказывал Максим Дунаевский, история любви его родителей была очень романтичной и долгой. Она продолжалась почти 15 лет, и Максим чувствовал себя растущим в полной семье: он даже не догадывался, что родители не женаты.
«Сидя рядом, они всегда держались за руки. Я никогда не слышал от них ни одного брошенного друг другу обидного слова», – вспоминал в одном из своих интервью Максим Дунаевский. А в другом рассказал: «Мама забеременела cлучайно, еще война шла, они с отцом работали в ансамбле ЦДКЖ, ездили по фронтам и тылам – было не до рождения детей. Но они решили меня оставить. Мама была признанной красавицей, пользовавшейся огромным успехом у мужчин, но отдала всю свою любовь только одному мужчине – отцу. Все годы была влюблена в отца так, что, когда он умер, у нее отнялись ноги. Слава Богу, она через некоторое время восстановилась, но очень долго болела и страдала».
По словам композитора, отец его был не только баловнем судьбы и композитором номер один в стране, но и чрезвычайно энергичным человеком с бурным темпераментом. К тому же наделенным необычайным чувством юмора. «Папа всегда был окружен интересными, яркими людьми, которые его очень любили. Душа компании, заводила. Умел и работать до самопожертвования, и веселиться на всю катушку», – рассказывал композитор. Мама же, по его словам, имела все, как жена: деньги, внимание и все остальное, что имеет настоящая семья.
Тем не менее мальчику с детства запрещали «козырять» именем знаменитого отца, и в свидетельстве о его рождении в графе «отец» стоял прочерк: в то время состоявшим в браке мужчинам запрещалось записывать на себя внебрачных детей. До самого своего совершеннолетия будущий композитор носил фамилию матери.
Сыном Исаака Дунаевского Максим был официально признан только в 10-летнем возрасте, когда умер его отец. Максим и его мама не были наследниками: по закону они вообще ни на что не могли претендовать. В этот момент в ситуацию вмешались друзья Исаака Дунаевского из Союза композиторов, уважаемые советские композиторы, хорошо знакомые с его второй семьей. Благодаря их ходатайству было принято специальное решение советских государственных и партийных инстанций, и Максим вместе с его матерью были официально признаны законными наследниками Исаака Дунаевского, наравне с его официальной женой Зинаидой Судейкиной и сыном Евгением, художником. Но фамилию отца Максим взял только при получении паспорта, в 16-летнем возрасте. А все детские годы он прожил под фамилией матери.
«Стать композитором, как папа»
Незаурядные способности к музыке обнаружились у Максима Дунаевского еще в детстве. Он любил перебирать клавиши пианино, извлекая из него мелодии, у него получалось импровизировать. Композитор вспоминал, что музыка в доме звучала постоянно, причем самая разная: от классики до традиционного американского джаза. И мальчик не мог ее не впитать. Тем не менее поначалу учиться в музыкальной школе Максим не захотел. И лишь после смерти отца Максим заявил, что «хочет стать композитором, как папа», и стал осознанно и настойчиво обучаться музыке. К концу школы он уже написал свои первые музыкальные произведения.
В 1965 году Максим Дунаевский окончил музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени Чайковского, а затем и саму консерваторию. Там он учился на теоретико-композиторском факультете по классу композиции. Его педагогами были прославленные советские композиторы Дмитрий Кабалевский и Тихон Хренников. А также выдающийся отечественный кинорежиссер и театральный педагог Андрей Эшпай.
В студенческие годы Максим Дунаевский намеревался писать академическую музыку. Он создавал камерные, симфонические и вокальные произведения. Но на старших курсах он увлекся работой в театре МГУ, где начал писать музыку для театра, кино и эстрады. Им были созданы музыкальные пьесы «Тили-тили-тесто», «Двенадцать стульев», «В поисках капитана Гранта», «Три мушкетера». Позже на их основе были написаны саундтреки и песни для художественных фильмов.
«Мерси боку», мушкетеры и всесоюзная слава
В своем творчестве Максим Дунаевский стал продолжателем дела отца – блестящего создателя песен для кино и театра, мастера оптимистической, радостной музыки, которой полны советские фильмы 1930-х годов. Как и отец, Максим Дунаевский говорил с киноэкрана языком музыки. Одним их первых фильмов, музыку к которому он написал, была кинолента Ролана Быкова «Автомобиль, скрипка и собака Клякса».
Но настоящая всенародная слава пришла к Максиму Дунаевскому в 1978 году после выхода на экраны художественного фильма «д’Артаньян и три мушкетера». Яркая музыка Максима Дунаевского сыграла одну из главных ролей в этом телефильме.
Композитору удалось выразить собственное отношение к произведению Дюма и предложить новый взгляд на него: с изрядной долей юмора – как к поворотам сюжета, так и к главному герою. Д'Артаньян из супермена превратился в реального, земного парня, обаятельного и человечного. Такая трактовка оказалась мила зрителю, а написанные для кинофильма песни – более двух десятков, среди которых «Пора, пора, порадуемся», «Когда твой друг в крови», «Есть в графском парке черный пруд» – стали настоящими хитами.
Он тонко чувствовал настроения целой страны и создавал тренды. Например, именно Максим Дунаевский ввел моду на поющих актеров. Благодаря ему, на экране запели Михаил Боярский, Ирина Муравьева, Николай Караченцов, Дмитрий Харатьян и многие другие звезды кинематографа.
«Максим очень мне понравился, он такой открытый, доброжелательный, гостеприимный человек, очень обаятельный. Сказал, вот тебе магнитофон, учи. Он сам записал эти две песни, и я всю ночь учил. А с утра мы пошли на студию и записали их. Конечно, Максим Исаакович мой крестный отец в музыкальном жанре в кинематографе».
Хитами становились все композиции Дунаевского. За возможностью исполнить их охотились самые знаменитые артисты. «Все мне задают один вопрос: почему у нас сейчас музыка в кино никакая? Я говорю, потому что раньше не пускали. Был потрясающий синклит музыкальных редакторов телевизионных и киношных. Их вкусы и образование не позволяло пускать таких людей», – говорит Максим Дунаевский.
«Я нужен»: почему Дунаевский не остался в Голливуде?
Всего композитор написал музыку к 70 фильмам и десяткам музыкальных спектаклей, мюзиклов и мультфильмов. Его мелодии сыграли роль драгоценной приправы для блюда под названием «Кино». Несколько поколений зрителей с удовольствием пересматривают знакомые кинофильмы специально для того, чтобы сполна насладиться эмоциями, которые рождают мелодии Дунаевского, снова и снова пережить все оттенки чувств, которые дарит нам любимое кино.
Максим Дунаевский не только писал музыку – долгое время он был блистательным дирижером и в этом качестве сотрудничал с лучшими советскими музыкантами. Он руководил оркестром театра имени Евгения Вахтангова, затем был дирижером оркестра Московского Мюзик-холла и заведовал оркестром Театра-студии музыкальной драмы, был художественным руководителем и главным дирижером Государственного эстрадного оркестра РСФСР. В общей сложности он был дирижером разных оркестров почти 16 лет – с 1969 по 1985 год.
В 90-е годы Максим Дунаевский жил в Соединенных Штатах и работал в Голливуде, где написал музыку к нескольким фильмам.
«Я жил там 10 лет, и уже, казалось бы, появились какие-то связи и возможности, но, когда в начале двухтысячных я приехал в Россию, я почувствовал в воздухе: вновь понадобились профессионалы. В 95-м такого не было вообще – потерянное десятилетие, почему я и оказался в Америке. Получилось, что я уехал на неделю в Россию, а остался навсегда. Я просто почувствовал, что я нужен и здесь мое место. Для меня, как и для множества людей, это самое главное. Что бы мне ни рассказывали, какой там сладкий пирог, какой чудесный кофе и как много долларов там платят, самое важное, чтобы ты чувствовал, что здесь твое место».
«Довести не только до рояля», или Восемь жен маэстро
Кроме песен Дунаевского молва во все времена обсуждала и его женщин. На счету композитора целых восемь официальных браков. Пришел, влюбился, взял в жены – так можно было бы описать жизненный принцип Дунаевского.
Его первой женой была Наталья Леонова, дочь одного из секретарей ЦК КПСС, второй – актриса Регина Темирбулатова, третьей – балерина Елена Дунаевская.
Четвертой женой композитора стала актриса Наталья Андрейченко, сыгравшая главную роль в фильме «Мэри Поппинс, до свидания!». В этом браке родился сын Дмитрий. Сейчас он живет в Швейцарии, работает финансистом. Он взял фамилию второго мужа матери – актера Максимилиана Шелла.
Пятой супругой была актриса Ольга Данилова, шестой – певица Ольга Шеронова. Где-то между пятым и шестым браком у Дунаевского случился короткий роман, в результате которого на свет появилась дочь композитора Алина Дунаевская. Она живет во Франции, поет в собственной группе. Ее мать – филолог и переводчик Нина Спада.
Самым долгим был седьмой брак Дунаевского – с дирижером Мариной Рождественской. Вместе они прожили 20 лет, в этом браке родилась младшая дочь композитора Полина Дунаевская. Сейчас она учится в институте. Для ее мамы Марины Рождественской стало настоящим ударом, что Максим Дунаевский решил оставить ее ради другой женщины.
Всю жизнь Максим Дунаевский, как творческий человек, мог творить только в состоянии влюбленности. Влюблялся он часто, причем всегда – в блондинок. Когда же чувства остывали, он расставался по-хорошему и никогда впоследствии не ссорился с бывшими женами. Как признавался композитор, когда приходит пора расставаться, ты это интуитивно чувствуешь и предпринимаешь какие-то шаги. Друзья Дунаевского шутили, что из домов, оставленных композитором бывшим женам, можно было бы отстроить небольшой загородный район.
Как рассказывал Максим Дунаевский, от всех своих жен он уходил сам. Исключением стала актриса Наталья Андрейченко, для которой Дунаевский написал одну из самых знаковых своих песен – «Леди Совершенство». В нее влюбился австрийский режиссер Максимилиан Шелл.
«Вначале она ему не отвечала взаимностью, просто дружили. Он приходил к нам в гости. Но потом я заметил, что она ему начала отвечать – не влюбленностью, нет, взаимностью какой-то душевной, – рассказывал впоследствии Дунаевский. – Наверное, напор был большой, к тому же появился шанс начать новую жизнь с оскаровским лауреатом, с миллионером, жизнь очень хорошую – и профессиональную, и материальную. Хотя, по нашим масштабам, материально мы жили неплохо, но мои заработки были несравнимы с доходами голливудской звезды. Главное, конечно, не деньги – профессия».
В 2021 году Дунаевский женился в восьмой раз – на музыковеде Алле Новоселовой. На момент бракосочетания композитору было 76 лет, его супруге – 41 год.
Про Дунаевского говорят, что он всегда прекрасно одет, прекрасно выглядит, всегда надушен и обаятелен. Некоторым известным музыкантам прошлого приписывают фразу: «Для того, чтобы соблазнить женщину, мне просто нужно ее довести до рояля». Дунаевскому этого всегда было мало. С каждой из своих любимых женщин композитор проживал захватывающую историю неповторимых отношений. При этом никогда публично не распространялся об этом и никогда не говорил о бывших женах плохо. «Все было по-разному. И они все разные», – говорит он журналистам.
Совсем иначе отвечает композитор на вопросы о досуге. Тут все лаконично: водка, плавание, теннис. «Это же вещи веч-ны-е! – сказал Максим Дунаевский в одном из интервью накануне своего юбилея. – Теннис для меня – это не только игра и физическое удовольствие, но это и общение, и времяпровождение, и уход от всякой рутины и ерунды – в этот момент у тебя голова абсолютно свободна. Водка – это не просто выпивка, а это тоже любимые друзья, с которыми ты общаешься, делишься, они наполняют тебя. Плаванье для меня – это, прежде всего, море. Без него я вообще не понимаю, что такое отдых. Море мне никогда не надоедает».
По словам композитора, никаких специальных мер для того, чтобы казаться моложе, он не предпринимает. И интенсивность жизни с годами ничуть не снизилась, хотя жена и пытается убедить его работать поменьше. «Пока ей не удается, я под разными предлогами от этого ухожу, – говорит Дунаевский. – Я весь день занят в консерватории, где преподаю, в филармонии, которой руковожу. Много всяких общественных дел. Ближе к ночи я начинаю заниматься творчеством. То, что ты востребован, ведь не будет длиться вечно. Конечно, надо ловить, пока горячо».