Первый советский вестерн: как создавали фильм «Неуловимые мстители»?
Перестрелки и погони, прыжки со скалы и горящий мост, а еще приключенческая атмосфера, бесстрашие и героизм главных героев. Для легендарной картины «Неуловимые мстители» поставили больше сорока сложнейших трюков, а актеров обучили верховой езде, боевым искусствам и плаванию. Фильм о приключениях четверки подростков в годы гражданской войны получился настолько реалистичным, что стал одним из самых кассовых в 1960-х. В материале MIR24.TV — о том, почему трилогию режиссера Эдмонда Кеосаяна назвали первым советским вестерном.
Смотрите х/ф «Неуловимые мстители», «Новые приключения неуловимых» и «Корона российской империи, или Снова неуловимые» 18 января в 10:10, 11:25, 14:25 и 19 января в 19:30, 21:00, 22:45 на телеканале «МИР».
Трилогия о гражданской войне
Картину снимали по одной из ранних книг о гражданской войне — повести Павла Бляхина «Красные дьяволята». Режиссер Кеосаян своими помощниками выбрал тех, кто с ним работал на предыдущих картинах: сценариста Сергея Ермолинского, оператора Федора Добронравова и композитора Бориса Мокроусова.
И хотя духу кинолента следовала книге, но по наполнению была переписана. Вместо китайца Ю-ю, из-за осложнившихся отношений с Китаем и Америкой, ввели Яшку-цыгана, дописались музыкальные номера, исчез Нестор Махно. В фильме появилось множество новых героев, например, гимназист Валерка, символизировавший объединение интеллигенции и пролетариата. В ходе работы название сценария тоже менялось неоднократно: были и «Неуловимые из Гуляй-Поля», и «Мстители из Гуляй-Поля», а в результате получились «Неуловимые мстители».
Первый фильм трилогии «Неуловимые мстители» (1967 год) был снят в павильонах «Мосфильма» и в Новой Каховке. «Новые приключения неуловимых» (1968 год), кроме эпизода с аэропланом, — в основном крымские пейзажи. По сценарию Ялта стала «южным городом», где хозяйничали белогвардейцы. Большинство эпизодов, в том числе с погонями и перестрелкой, снимали практически в центре города.
Работа над заключительной частью «Корона российской империи, или Снова неуловимые» (1971 год) проходила в Москве, Таллине и Одессе. Под улицы Парижа планировалась «загримировать» одну из центральных улиц Москвы. Однако руководство города разрешения на съемки не дало — в итоге киногруппа поехала в Таллин. Эйфелеву башню снимали в деревне Гладышево: именно там возвели деревянный макет «железной Леди».
Как искали актеров?
Вначале режиссер хотел снимать в ролях «дьяволят» профессиональных актеров — студентов ВГИКа. Но даже самые юные вгиковцы не были похожи на подростков 14-15 лет. Тогда ассистенты режиссера отправились искать ребят по школам, цирковым училищам и просто по дворам.
Проще всего оказалось с подбором актера на роль Даньки Щуся. Ее предложили Виктору Косых, который уже имел актерский опыт, снявшись в главной роли в фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Исполнительницу роли Ксанки Щусь искали среди гимнасток, поскольку нужна была боевая, спортивная девчонка, а вместе с тем внешне похожая на Даньку, ведь она по сюжету фильма была его сестрой. Ассистенты пригласили на пробы Валентину Курдюкову из дворца спорта «Крылья Советов».
Роль гимназиста Валерки предложили Михаилу Метелкину, который ранее снимался с Виктором Косых в фильме «Мимо окон идут поезда». Но изначально Кеосаян в нем усомнился, мол, «ростом маловат, приходи, когда подрастешь». Но Метелкину очень хотелось сниматься. Чтобы подрасти, он стал усиленно тренироваться, есть в больших количествах морковку со сметаной. Такую диету ему подобрал отец. К удивлению за три месяца Миша подрос на 7 сантиметров. Режиссер надел на Метелкина очки, в которых тот стал выглядеть как настоящий гимназист.
Сложнее всего оказалось с ролью Яшки-цыгана. Желающих было около восьми тысяч. Но по разным причинам режиссер им отказывал: одни были скромные, другие — не умели петь. В итоге выбор остановился на Василии Васильеве, который в свои неполные 15 лет увлекался танцами и пением.
Трюки на грани с жизнью
Для «Неуловимых мстителей» поставили 43 трюка. Кеосаян решил задействовать не только каскадеров, но и самих артистов, в том числе главных героев. Юных актеров тренировали под руководством опытных мастеров по борьбе, прыжкам в воду и метанию ножей.
Руководили подготовкой профессиональные каскадеры — Петр Тимофеев и Олег Роге. Они же снимались в сложных сценах: прыгали с вагона на вагон во время движения или «падали» с крыши поезда.
В некоторых трюках предстояло задействовать тренированных лошадей, которые умели выполнять команды каскадеров. Однако они оказались заняты на других съемках. Киногруппе помогло спортивное общество «Урожай». Временная пауза пошла на пользу юным актерам: ребята успевали учиться в школе, а параллельно приходить к пяти утра на беговую дорожку ипподрома. Легко эти занятия давались Васе Васильеву, который до съемок отлично держался в седле, работая пастухом. Поэтому самый сложный трюк доверили именно ему: Яшка должен был прыгнуть с лошади на карету, а потом и на одну из лошадей в упряжке.
Еще один опасный трюк — проезд на автомобиле через аптеку, сквозь стеклянные витрины. Его исполнили гимназист Валерка и Яшка-циган. Актер Метелкин потом вспоминал, что после первого проезда у него начала хлестать кровь, поскольку стеклянные витрины были настоящими. Предстояло сделать четыре дубля, поэтому порезы просто лаком заклеили. Но юные актеры тогда не думали об опасности, они играли с полной отдачей сил, наслаждаясь свободой, атмосферой фильма и своим мастерством.
Эффектной, а вместе с тем сложной для выполнения, была сцена с погоней за поездом. Деревянный мост, по которому проезжал состав со «мстителями», должен был загореться и обрушиться. Возникали опасения: актеры могут пострадать из-за того, что конструкция сгорит слишком быстро. Режиссер решил построить второй мост, поджечь его и проверить, как долго он будет гореть. Участники съемки были одеты в огнеупорные костюмы, Кеосаян находился рядом с ребятами, понимая, как они рискуют. Но все прошло благополучно.
Награды и признание
Все сцены киноленты сняли за полгода. «Неуловимые мстители» попали в число лидеров проката 1967 года. Первый советский вестерн посмотрели более 54 млн зрителей. ЦК ВЛКСМ наградил киноленту специальным призом «Алая гвоздика» в том же году, а в 1968-м Кеосаян был удостоен премии Ленинского комсомола. Успех был ошеломительный. Дети во дворах играли в «неуловимых», в домах культуры проходили творческие встречи с актерами.
На волне популярности кинематографисты решили снять вторую часть — «Новые приключения неуловимых». Фильм собрал еще больше зрителей, став одним из самых кассовых в истории советского кино. Следом вышла третья часть эпопеи — «Корона российской империи, или Снова неуловимые».