«Нам песня строить и жить помогает». К 125-летию со дня рождения Исаака Дунаевского
Друзья юности называли его «Дуня», сокращая эффектную фамилию до уютного прозвища. Он прожил не очень долгую жизнь, всего 55 лет, но его музыкального наследия хватило бы на нескольких талантливых творцов. 30 января отмечается 125-летие со дня рождения культового советского композитора Исаака Дунаевского.
Настоящая знаменитость того времени, лауреат двух Сталинских премий, народный артист РСФСР, он является автором двенадцати оперетт и четырех балетов, а также музыки к 28 кинофильмам, среди которых «Веселые ребята», «Цирк», «Дети капитана Гранта», «Волга-Волга», «Светлый путь» и «Кубанские казаки». Написанные им мелодии сразу же запоминались, были свежими, яркими, незабываемыми. Они были созвучны своей эпохе по оптимизму, энергии созидания, радости.
«Патефон дяди Самуила», или Детство на идише
Исаак Дунаевский родился 30 января 1900 года в украинском городке Лохвица, в большой еврейской семье, в которой было шестеро детей (пятеро сыновей и дочь). Его полное еврейское имя – Исаак Беру Иосиф Цалиевич. Языком раннего детства для композитора был идиш. Но все в доме свободно говорили и на русском, и на украинском языках – по обстоятельствам. Семья считалась зажиточной: отец семейства Цаля Симонович работал кассиром в банке «Общества взаимного кредита» и владел небольшим цехом по выпуску фруктовых вод.
Мама Розалия Исааковна, как и многие девушки в богатых еврейских семьях, имела музыкальное образование, играла на фортепиано и пела. А ее брат, дядя Самуил, считался местным композитором, играл на гитаре и мандолине. Впрочем, сам Исаак Дунаевский утверждал, что источником его музыкального дара стали вовсе не родственники, а «патефон дяди Самуила».
«Дядя Самуил был единственным в Лохвице обладателем этого чудовища, в своем роде существа одушевленного. Я еще не знал, сколько все это тогда стоило». Это строчки из книги Дмитрия Минченока «Исаак Дунаевский», написанной на основе воспоминаний композитора.
«По субботам, когда свечи благодарения были зажжены, семья собиралась в гостиной и дядя заводил свое сокровище. В череде музыкальных суббот бывали особенные дни, когда музыка звучала по-другому. Сначала, как крепость, воздвигалась тишина, а потом начинали литься звуки пополам со скрипом. Чудовищный раструб казался диковинным дуплом, из которого вылетают, как пчелы, пушистые мелодии. Они расползались по комнате, заполняя собой все вокруг, отчего становилось темно и душно. Исаак особенно любил чудесный романс, который исполнял чей-то завораживающий мужской голос. Уже позже он узнал, что это был романс Чайковского «Ночи безумные» в исполнении тенора Давыдова. В такие дни Самуил устраивал музыкальные олимпийские игры. Он требовал назвать тональность, в которой исполнялись произведения, и имя композитора. Между братьями возникало настоящее соревнование. Свои любимые фрагменты дядя повторял по несколько раз, доходчиво объясняя слушателям, почему именно этот фрагмент останется в истории музыки. Надо думать, что именно тогда маленький Исаак тоже решил остаться в истории».
Уже в пять лет мальчик подбирал на фортепиано мелодии маршей, вальсов и песен, с восьми лет его стали обучать игре на скрипке, а с десяти лет он начал сочинять музыку.
В 1910 году семья Дунаевских переехала в Харьков, где Исаака отдали учиться в гимназию и Харьковское музыкальное училище по классу скрипки. Музыкальные успехи Дунаевского были очевидны всем. Несмотря на это, родители хотели дать сыну более надежную и прибыльную с их точки зрения профессию. Поэтому в 1918 году юноша поступил на юридический факультет Харьковского университета. Но и музыкальное училище он тоже окончил.
Неудавшийся юрист и гениальный композитор
Учась на юриста, юноша успевал все: писал музыку, учился композиции, влюбился в сорокалетнюю актрису и, будучи отвергнутым ею, немедленно женился на студентке-сокурснице. Правда, очень скоро развелся.
Юридический факультет университета Исаак бросил уже на втором курсе. Ему совсем не нравилась профессия юриста. Вместо этого молодой скрипач устроился в Харьковский драматический театр, возглавляемый знаменитым театральным режиссером Николаем Синельниковым. Там он сначала был скрипачом-концертмейстером в оркестре, затем дирижером и, наконец, стал заведующим музыкальной частью театра. В этом же театре Дунаевский дебютировал в качестве театрального композитора – в 1920 году он написал музыку к спектаклю «Женитьба Фигаро». И после этого писал музыку ко всем новым спектаклям. И это еще не все. Энергия молодого музыканта была неисчерпаема: он читал лекции о музыке, заведовал музыкальным отделом губернского отдела народного образования, руководил армейской самодеятельностью и сотрудничал с газетами.
В 1924 году Исаак Дунаевский переехал в Москву, где работал музыкальным руководителем в театре «Эрмитаж» и в Театре сатиры. Начиная с 1928 года, он сотрудничал и с джазовым оркестром Леонида Утесова. Их объединяло со знаменитым актером стремление к поиску новых стилей в музыке. Своей задачей Дунаевский видел слом границ между «высоким» и «низким» искусством, а в качестве метода избрал соединение «официальной» музыки с танцевальным джазом.
Утесов, работавший в Ленинграде, добился согласия композитора стать художественным руководителем и главным дирижером ленинградского мюзик-холла, и в 1930 году организовал переезд Дунаевского в этот город. Композитор Дмитрий Шостакович так писал об этом периоде в его творчестве:
«Я рад, что не ошибся, еще в те годы оценив большой, яркий талант Дунаевского. А годы были очень своеобразными, не совсем благоприятными для композиторов легкого жанра, для состояния этого жанра вообще. Ведь в тридцатых годах у нас мало было современных массовых песен. На демонстрациях, молодежных экскурсиях-массовках, в праздничные дни люди пели все еще те песни, с которыми шли в бой в Великую Октябрьскую революцию, в гражданскую войну, – «Варшавянку», «Смело, товарищи, в ногу».
Потребность в новой музыке, созвучной происходившим в стране переменам, была очень высокой. Творчество Дунаевского, его песни, наполненные молодым энтузиазмом, звонким весельем, юношеской энергией, светлой лирикой, оказались как нельзя кстати. Своим новаторским творчеством он создавал контуры будущего стиля эпохи.
«Свежо, оригинально, и сразу узнаешь: Дунаевский!»
Джазовый спектакль «Музыкальный магазин» – совместная работа Утесова и Дунаевского – имел невероятный успех и стал основой для фильма «Веселые ребята» – первой в истории советской музыкальной комедии, которую снял кинорежиссер Григорий Александров.
Творческий союз Дунаевского с Александровым оказался столь плодотворным, что сделал их самих и актрису Любовь Орлову кумирами миллионов соотечественников. Совместно они создали такие всенародно любимые музыкальные комедии, как «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь» и «Весна».
Причем Александров считал, что его фильмы обязаны своим успехом в значительной степени создателям музыки и стихов для песен. «Как знать, имели бы мои фильмы успех, если бы не встреча с композитором Дунаевским и поэтом Лебедевым-Кумачом», – писал он.
Последующие события показали, что так и есть. Когда Александров прекратил сотрудничество с композитором, он не смог сделать больше ни одной музыкальной комедии. А вот Дунаевский, наоборот, успешно сотрудничал с другими режиссерами. В первую очередь – с Иваном Пырьевым, для которого написал музыку к фильмам «Богатая невеста», «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки», и с Владимиром Вайнштоком («Дети капитана Гранта», «Путь корабля»).
Об увертюре Дунаевского для «Детей капитана Гранта» с восторгом отзывался Дмитрий Шостакович. Да и в целом он писал о композиторе:
«К какому бы фильму мы ни обратились мысленно, в музыке его всегда найдем своеобразно, интересно раскрытую сторону дарования и жанра: то это куплеты, то вальс, то песня, частушка, романс или симфоническая картина. Всегда это свежо, оригинально, и сразу узнаешь: Дунаевский! Его ритм, его почерк, его мысль, как бы они ни были многообразны, остаются выражением яркой творческой индивидуальности».
В конце 1930-х Дунаевский стал главой Ленинградского союза композиторов, депутатом Верховного совета. Таких гонораров, как у него, не получал в Советском Союзе больше никто. Композитор продолжал творить и вне кино – писал оперетты, музыку для балета, песни, которые помогали «строить и жить».
Вот только некоторые:
- Жил отважный капитан
- Эх, хорошо в стране советской жить!
- Каким ты был, таким остался
- Ой, цветет калина
- А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер
- Как много девушек хороших
- Песенка водовоза
- Дорогая моя столица
- Широка страна моя родная
- Ну-ка, солнце, ярче брызни
Как рассказывал младший сын маэстро Максим Дунаевский, отец его был не только баловнем судьбы и композитором номер один в стране, но и чрезвычайно энергичным человеком с бурным темпераментом. К тому же наделенным необычайным чувством юмора.
«Папа всегда был окружен интересными, яркими людьми, которые его очень любили. Душа компании, заводила. Умел и работать до самопожертвования, и веселиться на всю катушку».
Гений и его музы
Если бы Исаак Дунаевский жил в наше время, его имя не сходило бы со страниц изданий, рассказывающих о новостях шоу-бизнеса. И не только из-за гениального творчества, но и благодаря феноменальной любвеобильности композитора. Официально он был женат дважды, но его романам не было числа. Он говорил, что для того, чтобы писать музыку, ему необходимо чувство влюбленности. И действительно, его восхищение женской красотой, умение ухаживать и в целом страстное горение его творческой натуры делало композитора невероятно привлекательным для дам, несмотря на то, что он не имел выдающихся внешних денных.
Еще в Харькове он, девятнадцатилетний, страстно влюбился в местную звезду, актрису Веру Юреневу. Ей было 44 года, ему – 20. Специально для нее он сочинил музыку к «Песни песней». Но она его отвергла. «Это была любовь, по силе неповторимая, – написал он через 30 лет. – Мне и теперь кажется, что она забрала мою жизнь в мои двадцать лет и дала мне другую». Чтобы забыть Юреневу, он женился на студентке университета Марии Швецовой, но скоро с нею развелся.
Едва приехав из Харькова в Москву, он, тогда еще 24-летний, молодой и страстный, опять влюбился. На этот раз – в балерину Зинаиду Судейкину. Это была невысокая девушка с точеной фигуркой и очень породистым, выразительным лицом – как у тургеневских героинь. Скоро она стала его женой.
Дунаевский сочинил для нее сольные номера и нежно звал «Бобочкой». Едва поженившись, молодые люди уехали в Крым в поисках «халтуры». Симферопольский период их жизни был полон любви и надежд. Дунаевский писал: «Мы живем с ней прекрасно. Очень светлое создание. Впрочем, она здесь порядочно скучает. Общества нет, ходить, в общем, некуда. Занимается вышиванием и дошла до высокой степени художества. Занимается она и балетом. Готовится к лету. Рисует пейзажи у меня на столе, за что ей изрядно достается. Поет».
Несмотря на то, что у композитора в дальнейшем были любовницы и гражданские жены, он не оставил свою Бобочку и не попросил ее о разводе. Композитор клялся ей в вечной любви и объяснял, что романы нужны ему для вдохновения. В 1929 году Исаак Дунаевский увлекся актрисой Лидией Петкер, с мужем которого он был хорошо знаком. В письме жене композитор покаялся в своем увлечении, написав, что «сотня женщин не заменит один твой золотой волос». И в целом он почти не скрывал от жены своих романов и всегда просил ее прощения, терпения и понимания. В 1932 году у супругов родился сын Евгений, которым Дунаевский очень гордился.
Целых пять лет продолжался еще один роман Дунаевского – с танцовщицей Натальей Гаяриной. И снова жена композитора об этом знала. Дунаевский буквально разрывался между двумя любимыми женщинами. После расставания с Натальей он написал жене: «Никакая сила новой страсти не в состоянии отвратить мои чувства от тебя».
Новый его роман – со звездой кино Лидией Смирновой – начался во время съемок фильма «Моя любовь», в 1940 году. Он писал возлюбленной страстные письма и слал телеграммы. Даже подумывал на ней жениться, но Смирнова была замужем и отказалась уйти из семьи.
С веселой и совсем еще юной балериной Зоей Пашковой они встретилась накануне Великой Отечественной войны. И все военные годы вместе колесили по стране с ансамблем дома культуры ЦДКЖ. Выступали в воинских частях, госпиталях, на оборонных заводах. Она стала гражданской женой композитора и в 1945-м году родила Исааку Осиповичу сына Максима. До самой своей смерти композитор жил на две семьи, фактически уравняв их в правах.
Максим Дунаевский рассказывал, что история любви его родителей была очень романтичной и долгой. Она продолжалась почти 15 лет, и Максим чувствовал себя растущим в полной семье: он даже не догадывался, что родители не женаты. «Сидя рядом, они всегда держались за руки. Я никогда не слышал от них ни одного брошенного друг другу обидного слова», – вспоминал в одном из своих интервью Максим Дунаевский.
«Мама была признанной красавицей, пользовавшейся огромным успехом у мужчин, но отдала всю свою любовь только одному мужчине – отцу. Все годы была влюблена в отца так, что, когда он умер, у нее на время отнялись ноги. И потом очень долго болела и страдала».
Евгений Дунаевский, в свою очередь, писал: «Несмотря на сложную, противоречивую, но богато одаренную натуру отца, с его порывами, увлечениями, врожденной порядочностью и честностью, не было человека ближе ему и роднее, чем моя мама. Тридцать лет совместной жизни, наполненных радостью молодости, трудностями бытия, обоюдным счастьем любви и супружеской жизни, рождением ребенка и первой изменой, дальнейшими увлечениями отца, так и не разлучили их».
За 70 лет, пролетевших после смерти композитора в 1955 году, изменилось многое. Люди нового тысячелетия слушают иные мелодии. Но музыка Исаака Дунаевского до сих пор остается своеобразным культурным кодом, объединяющим несколько поколений наших соотечественников.