on air preview
Прямой эфир
ОБЩЕСТВО

Сталинские высотки в Москве: первые советские небоскребы в 1960-е и сегодня

Россия, Москва 05/02/2025 — 14:39
Сталинские высотки в Москве: первые советские небоскребы в 1960-е и сегодня
Фото: МТРК «Мир»/ Игорь Медведев
Сталинские высотки в Москве: первые советские небоскребы в 1960-е и сегодня
Фото: МТРК «Мир»/ Игорь Медведев
Сталинские высотки в Москве: первые советские небоскребы в 1960-е и сегодня
Фото: МТРК «Мир»/ Игорь Медведев

Сталинские высотки, известные также как «семь сестер», — самые известные постройки XX века в Москве. У этих монументальных зданий в стиле советского ар-деко было разное назначение — здание Московского университета, жилые дома, министерства и гостиницы, но вместе с тем была у них и одна общая черта. Небоскребы стали архитектурными доминантами, объектами культурного наследия и важными символами Москвы. В интервью MIR24.TV москвоведы рассказали, как возводились сталинские высотки и в чем особенность каждой из них в настоящее время.

Смотрите х/ф «Дети Дон Кихота» в пятницу, 7 февраля, в 20:10 и в воскресенье, 9 февраля, в 7:00 на телеканале «МИР». Режиссер Евгений Карелов снял картину в 1966 году. Главный герой — врач Петр Бондаренко, заведующий московским роддомом и многодетный отец. Всю жизнь он старается помогать окружающим и не обращать внимания на завистников и насмешников.

«Семь сталинских сестер»: история и архитектура

Сталинские небоскребы представляют собой уникальное явление в истории архитектуры, являясь одновременно символами эпохи, инженерного прорыва и идеологических установок того времени. Этот монументальный стиль, возникший на пересечении классической традиции и индустриальных инноваций, стал отражением высоких амбиций государства, когда каждая строительная деталь несла в себе глубокий символический смысл, а инженерные решения и технологии того времени позволили создать сооружения, выдержавшие испытание временем и модернизацией.

Вадим Петров
москвовед, юрист-международник, мастер государственного управления (MPA), директор института СТЭИ, член Российской делегации в UNESCO

«Уникальность сталинских высоток заключается не только в их внушительных габаритах и монументальной архитектуре, но и в том, что они стали результатом сложного пересечения инженерных инноваций, идеологических установок и стремления к созданию нового облика столицы в условиях послевоенных вызовов. Каждый проект отражал новаторский подход к строительству — от глубоких фундаментов и железобетонных конструкций до богатой декоративной орнаментики, подчеркивающей роскошь и величие советской эпохи. Эти сооружения оказали огромное влияние на формирование архитектурного стиля, став прообразом для последующих поколений архитекторов и инженеров, а их сохранение, реставрация и адаптация к современным требованиям свидетельствуют о неувядающей ценности исторического наследия, продолжающего жить и развиваться в динамике урбанистического пейзажа современной Москвы».

Строительство сталинских высоток в Москве началось в конце 1940-х годов и продолжалось до начала 1950-х. В 1960 годы они уже были частью московского пейзажа. Несмотря на критику, небоскребы остаются важным архитектурным наследием, символизируют определенную эпоху в истории страны.

Россия. Москва. Звезда на жилом дом на Котельнической набережной.

Ирина Милькина
начальник проектно-учебной лаборатории городского развития ГУУ, доцент кафедры государственного и муниципального управления

«По предложению Сталина, который в дальнейшем курировал проект, 13 января 1947 года Совет министров СССР принял постановление «О строительстве в Москве многоэтажных зданий». Цель строительства — монументальное воплощение мощи и величия СССР, демонстрация достижений страны после войны. Первоначально было запланировано 8 высоток в честь 800-летия Москвы, но высотка в Зарядье построена так и не была. На ее фундаменте возвели гостиницу «Россия», на месте которой в настоящее время находится парк Зарядье. Остальные 7 высоток продолжают формировать архитектурный облик Москвы, являются ярким отражением сталинского ампира (также известного как советский монументальный классицизм), символом города и имеют функциональное назначение».

Главное здание МГУ на Воробьевых горах (высота 240 метров)

Главное здание Московского государственного университета должно было стать главным корпусом нового университетского комплекса. И таковым стало! На его территории планировалось разместить факультеты, аудитории, лаборатории, общежития для студентов и аспирантов, а также административные помещения. Высотка должна была символизировать мощь и прогресс советской науки и образования.

Май 1954 г. СССР. Москва. Главное здание Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова на Ленинских горах.

Сегодня оно по-прежнему выполняет свою первоначальную функцию. Здесь размещаются основные факультеты естественно-научного направления, ректорат, библиотека, музей и другие подразделения университета, являясь гордостью отечественной высшей школы.

Возводилось главное здание МГУ с применением революционных для того времени инженерных технологий, олицетворяя синтез классической монументальности и технологических новшеств. Его массивные расчетные балки, глубокие фундаменты с использованием железобетона и инновационные методы возведения стали прочной основой для создания одного из самых узнаваемых и высоких зданий столицы.

Здание МИД России (высота 172 метра)

Как пояснил Вадим Петров, здание Министерства иностранных дел, обладая строгой симметрией и величественными декоративными мотивами, было задумано как эмблема государственной мощи и дипломатической силы. Под его сводами задумывалось разместить не только центральный аппарат МИД СССР, но и все сопутствующие службы и подразделения. Здание должно было подчеркнуть международное влияние и политическую мощь страны.

Сентябрь 1976 г. СССР. Москва. Вид с Бородинского моста на главное здание Министерства иностранных дел СССР (в центре) на Смоленской площади.

Россия. Москва. Вид на Бородинский мост и здание МИД РФ.

При возведении использовались передовые инженерные методики, позволяющие сочетать монументальность и функциональность, что и по сей день вдохновляет архитекторов и инженеров. 

В настоящее время здание продолжает выполнять свои функции — обеспечение работы дипломатических и административных служб, здесь также проходят важные государственные встречи и мероприятия.

Жилой дом на Котельнической набережной (высота 176 метров)

Дом на Котельнической набережной возводился как элитное жилье для представителей советской интеллигенции, деятелей культуры и искусства, а также высокопоставленных партийных работников. Ирина Милькина говорит: дом должен был стать образцом комфортного и благоустроенного проживания.

Октябрь 1988 г. СССР. Москва. Высотный жилой дом на Котельнической набережной.

Россия. Москва. Вид на жилой дом на Котельнической набережной.

Сегодня большая часть квартир по-прежнему используется в качестве жилых, располагаются тут и различные коммерческие организации и магазины. Некоторые квартиры сохраняют свой элитный статус.


«Жилой дом на Котельнической набережной воплощает в себе идеалы советского градостроительства, где внимание к масштабности и монументальности соседствует с тщательной проработкой пропорций и функциональных решений. Инженерные инновации того времени, направленные на обеспечение долговечности и безопасности, позволили создать комфортное пространство для проживания, не утратившее свой эстетический облик», — подчеркнул в беседе Вадим Петров.

Гостиница «Украина» (высота 206 метров)

Москвоведы сошлись во мнении: это одна из самых роскошных гостиниц в Москве, предназначенная для приема высокопоставленных гостей столицы, иностранных делегаций, а также советских граждан. Она должна была продемонстрировать величие и гостеприимство СССР. 

Июль 1977 г. СССР. Москва. Гостиница "Украина", Дом Советов РСФСР (в центре на дальнем плане), здание Совета экономической взаимопомощи (справа на дальнем плане), Калининский мост и Кутузовский проспект (на первом плане).

Гостиница «Украина» стала флагманским проектом послевоенного строительства, демонстрируя дерзкое сочетание декоративной проработанности и современных инженерных решений. Ее фасады, украшенные элементами классического ампира, и уникальные конструктивные системы символизировали величие государства, в условиях тяжелой послевоенной реальности. 

На сегодняшний день здание гостиницы «Украина» успешно функционирует как один из ведущих гостиничных комплексов столицы, сочетая в себе историческую атмосферу и высокие стандарты современного сервиса.

Гостиница «Ленинградская» (высота 136 метров) 

Гостиница «Ленинградская» — самая маленькая среди сталинских высоток. Вадим Петров и Ирина Милькина поясняют: это была гостиница с комфортными условиями для проживания и отдыха для размещения гостей столицы, в основном железнодорожников, прибывающих в Москву на Ленинградский вокзал. Отсюда, собственно говоря, и название.

Июль 1976 г. СССР. Москва. Центральный дом культуры железнодорожников (слева на первом плане), Казанский железнодорожный вокзал (слева на втором плане), гостиница "Ленинградская" (в центре), железнодорожные вокзалы Ленинградский (справа на втором плане) и Ярославский (справа на первом плане).

Гостиница «Ленинградская», возведенная с применением смелых инженерных идей и утонченного декоративного решения, является ярким представителем высотного строительства сталинской эпохи. Ее фасады, пронизанные духом величия и нарядности, вместе с надежными конструктивными элементами демонстрировали стремление государства к созданию архитектурных символов, способных выдержать испытание временем. 

Сегодня она функционирует как современный объект гостиничного бизнеса, в котором с уважением сохраняется историческое наследие, а проведенные реставрационные работы и обновленные инженерные системы обеспечивают высокий уровень комфорта и безопасности для гостей столицы.

Административно-жилое здание возле Красных ворот (высота 138 метров)

Планировалось как многофункциональное здание, сочетающее в себе жилые квартиры для размещения работников Министерства путей сообщения и административные помещения самого Министерства, говорит Ирина Милькина. После строительства здания помещения были отданы новому ведомству — Министерству транспортного строительства. Важная особенность высотки — размещение в ней наземного вестибюля станции метро «Красные ворота».

СССР. Москва. 10 июля 1961 г. Садово-Черногрязская улица и высотное администативно-жилое здание на Лермонтовской площади.

Россия. Москва. Вид на высотное здание на площади Красных ворот.

По словам Вадима Петрова, административно-жилое здание возле «Красных Ворот» стало примером удачного симбиоза коммерческого и жилого назначения, реализованного с использованием инновационных строительных решений эпохи сталинского ампира. Многофункциональность этого сооружения отражает особенности градостроительной политики того времени, а высокая планировочная гибкость позволила ему успешно преобразоваться в современный объект.

Здание сейчас активно используется как административный центр с размещением офисных помещений, а также предлагает качественное жилье, соединяя в себе историческую атмосферу и современные стандарты комфорта. В 2023 году проведен капитальный ремонт.

Жилой дом на Кудринской площади (высота 156 метров) 

Основной функцией при возведении дома была жилая. Квартиры в высотке планировались как элитное жилье, предназначенное для представителей советской интеллигенции, деятелей науки и культуры, высокопоставленных партийных и государственных работников. Предполагалось, что дом станет примером современного благоустроенного жилья с подземной парковкой, комнатой для детских колясок, современной кухонной техникой.

1965 г. СССР. Москва. Высотное здание на площади Восстания и автомобили на Садовом кольце.

Россия. Москва. Жилой дом на Кудринской площади.

Жилой дом на Кудринской площади является образцом гармоничного сочетания эстетики сталинского ампира и современных требований к жилой недвижимости. Спроектированный с учетом строгих конструктивных норм того времени и обладающий уникальной детализацией фасада, он успешно адаптировался к реалиям современности.

Ирина Милькина отмечает: здание по-прежнему используется как элитный жилой дом с административными и коммерческими помещениями. В 2024 году началась реставрация дома с обновлением фасада.

Сталинские высотки, возведенные в условиях специфического историко-политического контекста, когда каждая строительная деталь имела не только практическую, но и символическую нагрузку, демонстрируют интеграцию новейших инженерных технологий с идеологическими установками эпохи. Москвовед Вадим Петров подчеркивает: особенность стиля, в котором выполнены эти высотки, заключается в дерзком сочетании монументальности, декоративной изысканности и рационализма инженерных решений, что в совокупности оказало значительное влияние на дальнейшее развитие архитектурного мышления во многих странах.


«Современное состояние каждого из этих зданий демонстрирует динамический процесс сохранения и обновления: тщательные реставрационные работы, внедрение современных инженерных систем, адаптация внутренних планировочных решений под современные требования — все это позволяет столь знаковым постройкам не только сохранять свое историко-культурное значение, но и эффективно функционировать в условиях мегаполиса XXI века. Они стали не только памятниками ушедшей эпохи, но и живыми центрами современности, где прошлое и будущее встречаются в гармонично преобразованном пространстве, продолжая вдохновлять новые поколения архитекторов, ученых и общественных деятелей по всему миру», — завершил Вадим Петров.
Поделиться: