От роскошных автомобилей до легендарных мотоциклов: какая трофейная немецкая техника оказалась в СССР?
Около 100 тысяч трофейных автомобилей по примерным подсчетам привезли в СССР после победы в Великой Отечественной войне. Mercedes-Benz, BMW, Maybach, Opel, Wanderer: автомобили передавались высшему командованию и высокопоставленным чиновникам, нашли применение в народном хозяйстве, а некоторые из них даже были в распоряжении у обычных советских граждан. Как регулировалась выдача в личное пользование трофейных автомобилей и какие машины предпочитали в наших войсках и советская элита — в материале MIR24.TV.
Смотрите х/ф «Фронт без флангов», «Фронт за линией фронта» и «Фронт в тылу врага» в субботу, 22 февраля, в 13:20, 16:55 и 21:00 на телеканале «МИР».
По улицам Москвы — на редчайшем спортивном BMW и лимузине Horch
Постановлением Народного Комиссариата обороны от 9 июня 1945 года «О выдаче офицерам и генералам трофейного имущества» было разрешено практически свободное приобретение в личную собственность трофейных немецких автомобилей. Существовал даже негласный табель о рангах. Самые дорогостоящие авто доставались высшему командному составу, старшие офицеры могли претендовать на машины среднего класса, а вот младшим по званиям полагались малолитражки и мотоциклы.
Но со временем оформить в собственность трофейный автомобиль в оккупированной Германии становилось все сложнее. К концу 1945 года такая возможность была исключительно у офицеров — от майора и выше, а с мая 1946-го — только полковникам и выше, при этом по условиям покупки. В начале 1950-х ездить на импортных автомобилях государственным чиновникам и тем более военным стало ни то, что неприлично, но и не модно.
Немецкие трофейные автомобили делилась на крупносерийные, массовые и редкие, технически сложные и дорогие представительские и спортивные машины. Среди них — Opel моделей Olympia, Kadett и Kapitan, а также BMW 321 и 326. К слову, мало кто знает, что у BMW — еще и богатое авиационное прошлое. «Баварский Моторный Завод» — ранее известный как «Моторный Завод Карла Раппа» — начинал с производства двигателей для самолетов, по большей части военных. В Первую мировую войну моторами BMW оснащались немецкие «фоккеры». Позже, когда BMW начал выпускать сначала мотоциклы, а затем автомобили (значок BMW ставили даже на кухонную утварь), компания сохранила интересы в авиационном бизнесе. Один из самых известных пассажирских лайнеров середины прошлого века «Юнкерс-52» оснащался сразу тремя радиальными моторами BMW 132.
«Система распределения трофейных автомобилей в советской армии строго регламентировалась воинским званием. Генералам полагались Mercedes-Benz 320, высшему командному составу — Opel Admiral. Примечательно, что в 1945 году в СССР было зафиксировано поступление 7619 трофейных Opel различных модификаций. Послевоенное автомобилестроение СССР демонстрирует интересный феномен технологического заимствования. Москвич-401, запущенный в производство в 1946 году, представлял адаптированную версию Opel Kadett K38. Производственные линии были вывезены с завода Opel в Рюссельсхайме. За период 1947—1956 годов выпущено свыше 216 тысяч автомобилей».
«Действительно, после Великой Отечественной войны советское государство и народ-победитель воспользовались определенным достижениями НИОКР. Начать стоит с легендарного завода КИМ, а после — АЗЛК. Сказать, что москвич — точная копия Опель Кадет, конечно же, нельзя. Производство стартовало еще до войны. После Великой Отечественной часть оборудования из Рюссельхайма была вывезена, однако к тому времени завод был переориентирован на производство продукции военного назначения. Некоторые источники сообщают об отсутствии технической документации. В любом случае модель получила адаптацию, что было бы невозможно без участия отечественных инженеров. Правда к силовой установке (оригинальной, к слову) руку приложили немецкие инженеры».
В годы СССР на московских улицах можно было встретить Mercedes-Benz моделей 170V, 200, 230 семейства W 143, как у Штирлица, и 320. В том числе были и конструктивные переднеприводные Adler и DKW. Самые роскошные автомобили оказывались у советской элиты: высокопоставленных военачальников, ученых, артистов, архитекторов. Это мощные Mercedes-Benz моделей 500, 540 и 770, кабриолеты и лимузины Horch и даже Maybach.
«Кабриолет Steyr 220 комплектовался 2,2-литровым двигателем мощностью 55 л.с. и четырехступенчатой механической коробкой передач. По некоторым данным, использовался командиром 88-го танкового полка Петром Мжачихом, по другим — машина перешла к командующему бронетанковыми войсками 1-го Белорусского фронта генерал-лейтенанту Григорию Орелу. Престижный кабриолет Horch 853 в свою эпоху был конкурентом лучших представителей люксовых марок, в частности, Мерседес. Первыми послевоенными владельцами автомобилей стал высший командный состав РККА, а также герои СССР. Именно на автомобиле данной марки передвигался Макс Отто фон Штирлиц в романе Юлиана Семенова «Семнадцать мгновений весны». Другими примерами трофейной техники являются Опель Капитан, легковой автомобиль BMW-326, Mercedes 170V», — уточняет Артем Меренков.
Четыре автомобиля, включая Horch 951А и два Mercedes, были у певицы Лидии Руслановой и ее мужа генерала Владимира Крюкова. На лимузине Horch 951 возили академика–автомобилиста Евгения Чудакова. По строительным площадкам в Horch 853 разъезжал и знаменитый архитектор Алексей Щусев. Владельцем редчайшего спортивного BMW 328 Mille Miglia стал авиаконструктор Артем Микоян.
К слову, первые трофейные Opel Kapitan попали в Красную армию еще 1941 году во время контрнаступления под Москвой и на протяжении всей войны были популярны у старших офицеров РККА. Что-то из захваченных автомобилей перенаправлялось для изучения на Горьковский автозавод.
«Другими интересными экземплярами были Volkswagen Typ 82. Многоцелевой армейский автомобиль нашел свое применения в народном хозяйстве СССР, став одним из первых советских внедорожников. Автобус Opel Blitz изначально не планировался для военного использования. Однако во время войны вермахт активно реквизировал технику у частных лиц, и, таким образом, машина все же попала на фронт. В мирное время в СССР техника использовалась по первоначальному назначению, в разных городах страны перевозила заводчан», — поясняет Артем Меренков.
Фронтовые мотоциклы
Легкие двухтактные мотоциклы стали популярны в Германии к концу 1930-х. Мотоцикл с коляской из алюминия подходил и для езды по городу, и для путешествия на природу. С началом войны гражданские DKW NZ 350 отправились на фронт.
Первые трофейные мотоциклы появились в СССР еще во время войны. На фронте DKW NZ 350 часто использовался как вспомогательный транспорт. Некоторые экземпляры сразу же отправились в тыл. После войны чертежи и технологии завода DKW попали на Ижевский машиностроительный завод.
«Интересная история у мотоцикла ИЖ 49. Германия — традиционно известная мощной автомобильной индустрией — также производила ряд интересных мотоциклов Zundapp, BMW — Bayerische Motoren Werke GmbH, DKW — Dampf Kraft Wagen. В рамках репараций оборудование было перевезено в Советский Союз, где было налажено производство мотоцикла ИЖ 350. Оригинальная разработка позже была модернизирована под актуальные условия эксплуатации. В 1949 году был разработан мотоцикл ИЖ 49», — добавил Артем Меренков.
Помимо частных рук трофейный мотоцикл можно было встретить и на службе в некоторых силовых структурах. По надежности DKW NZ 350 уступал четырехтактникам от BMW и Zundapp.
«Мотоциклетная промышленность СССР существенно обогатилась немецкими технологиями. Завод в Ирбите, эвакуированный из Москвы в 1941 году, освоил производство мотоциклов на базе BMW R71. Модель получила название М-72, позднее трансформировавшись в легендарный «Урал». До 1960 года было выпущено 379 тысяч единиц. История бренда BMW представляет особый интерес. Компания Bayerische Motoren Werke, основанная в 1916 году, изначально специализировалась на авиационных двигателях. Знаменитый логотип компании, стилизованный пропеллер на фоне баварских цветов, напоминает о авиационном прошлом. После Версальского договора 1919 года, запретившего Германии производство военной авиации, компания переориентировалась на наземный транспорт», — продолжает Надежда Капустина.
Минский мотоциклетный завод начал работу в 1951 году с производства копий DKW RT125. Модель получила обозначение М1А, положив начало знаменитой линейке «Минск». К 1970 году выпущено более миллиона мотоциклов. Киевский мотоциклетный завод освоил производство тяжелых мотоциклов на базе Zundapp KS750. Модель К-650, впоследствии известная как «Днепр», выпускалась с 1952 года. За период до 1976 года произведено 649 тысяч единиц.
«Архивные документы показывают масштаб технологического трансфера. В СССР было вывезено 157 станков с завода BMW, 128 единиц оборудования с Zundapp, 73 станка с DKW. Общая стоимость репарационного оборудования мотоциклетной промышленности составила 47,8 миллиона рублей в ценах 1945 года. Интересна судьба конструкторской документации. В Советский Союз попало 35 тысяч чертежей BMW, 18 тысяч — Zundapp, 22 тысячи — DKW. Советские инженеры существенно доработали немецкие конструкции, адаптировав их к местным условиям эксплуатации и производственным возможностям. Впечатляет и производственная статистика: к 1960 году советская мотоциклетная промышленность выпускала 900 тысяч единиц техники ежегодно. Заводы в Ирбите, Минске и Киеве обеспечивали потребности не только внутреннего рынка, но и экспортировали продукцию в 67 стран мира», — завершила разговор профессор кафедры экономической безопасности и управления рисками Финансового университета при Правительстве РФ Надежда Капустина.