Путь к зрителю: история актера театра и кино Георгия Жженова
Известный актер театра и кино Георгий Жженов начал свою карьеру в начале тридцатых. Сыграл в культовом фильме братьев Васильевых «Чапаев» и через несколько лет исчез из поля внимания зрителей. Пройдя через ссылку, тюрьмы и лагеря, он смог сохранить не только внутренний стержень, но и любовь к искусству. Неслучайно Жженов удостаивался главных наград двух киноакадемий — «Золотой орел» и «Ника» — в номинации «Честь и достоинство». 22 марта — 110 лет со дня рождения Георгия Жженова. Подробнее о непростом пути легендарного актера, известного по фильмам «Ошибка резидента» и «Экипаж», — в материале MIR24.TV.
Акробат с Васильевского острова
Георгий Жженов родился 22 марта 1915 года в Петрограде, на Большом проспекте Васильевского острова. Родители были родом из крестьянских семей Тверской губернии. Себя в этом «прекрасном и яростном мире» он помнил с четырех лет, а точнее — с момента возвращения из деревни, куда его вместе с братом увезли из холодной столицы в связи с революцией. Позже будущий актер не раз будет вспоминать родной остров, на котором он проживет свои первые 22 года.
«Серые булыжные мостовые улиц милого моему сердцу Васильевского острова, — вспоминал Георгий Степанович в одной из своих книг. — Арочные подворотни домов с огромными каменными тумбами по бокам — место ежевечерних сборищ молодежи. В нэповские годы здесь пели под гитару хулиганские есенинские песни, задирали прохожих, пили для куражу, дрались, лущили семечки, соревновались в ухарстве и доблести и мечтали о романтике моряцкой совторгфлотской жизни».
В памяти останутся даже запахи. Запахи огромного приморского города, набережных и бульваров, осенних парков, рынков и весеннего талого снега.
За время учебы в классе с физико-математическим уклоном мальчик уже не представляет своей жизни без цирка и театра: он твердо решает поступать в цирковое училище. После семи лет школы («учился помаленьку» — так он вспоминал это время) 15-летний Жженов поступает на акробатическое отделение Ленинградского эстрадно-циркового техникума. Поступает… по документам старшего брата. Пойти на хитрость — обмануть приемную комиссию — пришлось из-за возраста: в училище принимали только с 16 лет.
Вскоре юному таланту дали зеленый свет и пригласили показывать акробатические номера на арене Ленинградского цирка «Шапито». В период учебы в эстрадно-цирковом техникуме выступление Жженова заметил сотрудник киногруппы, который занимался подбором актеров для фильма «Ошибка героя». Картина вышла на экраны в 1932 году и никаких особых дивидендов советскому кинематографу не принесла. Но стала для молодого актера первой работой в кино: он оставил цирк и перевелся в Ленинградский техникум сценических искусств, где попал на курс к легендарному Сергею Герасимову.
Ледяной ветер декабря
После «Ошибки героя» карьера Жженова складывалась блестяще, а будущее выглядело безоблачным. В 1934 году выходят сразу три фильма с его участием: «Чапаев», «Наследный принц республики» и «Золотые огни». Однако первые несчастья для семьи актера произошли в том же году. Вскоре после убийства Кирова их принесли крепкие декабрьские морозы.
В скорбные для ленинградцев дни все организации и предприятия города отдавали последний долг памяти партийному лидеру, тело которого было выставлено для прощания в Таврическом дворце.
«Мой брат Борис, студент механико-математического факультета университета, обратился к комсоргу своего курса с просьбой разрешить ему остаться, — вспоминает Жженов. — Показав на свои разбитые ботинки, он сказал: «Если я пойду в Таврический дворец, я обязательно обморожу ноги. Какой смысл? Кирову это не поможет». Комсорг донес об этом в комитет комсомола университета, несколько извратив слова брата. В его редакции они выглядели так: «От того, что я пойду прощаться, Киров не воскреснет». Последовало немедленное исключение его из университета. И как следствие этого — лишение прописки, то есть права жительства в городе Ленинграде».
Брата осудили на 7 лет лагерей по обвинению в антисоветской деятельности в 1937 году (через 6 лет он скончался в Воркуте). Через год семья актера — отец, мать и три сестры — была сослана в Казахскую ССР. Летом 1938 года был арестован и Жженов, которого обвинили в шпионской связи с гражданином США. Этому предшествовало знакомство с представителем американского посольства Филиппом Файмонвиллом, которое произошло во время съемок фильма «Комсомольск». Якобы актер передал ему секретные материалы и рассказывал о «морально-политических настроениях работников советского кинематографа».
Арест, «Кресты» и две ссылки
Главный страх своей жизни Георгий Жженов пережил летом 1938 года.
«Впервые в жизни я испытал настоящий страх в ночь с 4 на 5 июля, — напишет Жженов. — В эту трагическую для меня ночь, возвращаясь домой, я увидел в створе открытой входной двери в мою квартиру дремлющего на сундуке под зеркалом нашего управдома рядышком с моей женой. Когда я, еще ничего не понимая, прикрыл за собой дверь, в поле моего зрения оказались еще двое: красноармеец с винтовкой и командир в форме НКВД».
Вскоре 22-летний актер, стиснутый конвоирами, уже сидел в «эмке», которая двигалась по «прощальному маршруту»: с 1-й линии родного Васильевского острова…
«По набережной самой прекрасной в мире реки Невы, — вспоминал позже эту поездку актер. — Мимо моего детства, Меншиковского дворца, Ленинградского университета, где помещалась средняя школа, в которой я учился, и далее, мимо Зоологического музея, Академии наук, на Дворцовый мост».
Сначала была ленинградская тюрьма «Кресты», после которой его сослали на Колыму, где он работал шофером и слесарем. Жженов не оставлял попыток бороться за свое честное имя, но не мог добиться справедливости.
Только в 1947 году он приедет в Москву по ходатайству режиссера Сергея Герасимова и устроится на работу в драмтеатр города Павлово Горьковской области. В июне 1949 года Жженова вновь арестуют по обвинению в шпионаже, полгода он проведет в тюрьме города Горький (ныне — Нижний Новгород), а затем отправится в ссылку в Норильск. Его полностью реабилитируют лишь в декабре 1953 года. Он возвращается в родной Ленинград.
Возвращение и успех
Работать в труппе областного Ленинградского драматического театра Георгий Жженов начал в 1955 году, а через несколько лет стал снова сниматься в кино. Примечательно, что одним из первых режиссеров, который вернул актера в кинематограф, стал Михаил Дубсон, с ним Жженов познакомился во время заключения в 1938 году. За несколько лет актер сыграл почти в двух десятках фильмах, при этом из некоторых кинолент эпизоды с его участием вырезали.
По-настоящему заявить о себе в 1966 году позволила картина «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова. И только к концу шестидесятых карьера Жженова начала набирать обороты. В Театре им. Ленсовета Жженов исполнил роли Нила («Мещане» Максима Горького), Астрова («Дядя Ваня» Антона Чехова), Никиты («Власть тьмы» Льва Толстого), Теодоро («Собака на сене» Лопе де Веги) и многие другие.
Вскоре он переезжает в Москву. Самые известные работы актера на сцене Театра им. Моссовета — адмирал Панаев («Черный гардемарин» Александра Штейна), инспектор Гуль («Он пришел» Джона Пристли) и Норман Тэйер («На золотом озере» Эрнеста Томпсона).
Особняком в фильмографии Георгия Жженова стоит роль экс-эмигранта и разведчика в картине «Ошибка резидента», которая далась актеру с огромным трудом: в одном из эпизодов его снимали в следственном изоляторе.
«Это были самые мучительные для меня съемки — я вспомнил прошлое, — признавался актер. — Не передать того тягостного ощущения на съемочной площадке, ожидания, когда же наконец кончится смена».
В 1969 году актеру присвоили звание Заслуженного артиста РСФСР. В следующем десятилетии он по-прежнему продолжает активно работать, его удостаивают Государственной премии СССР, Серебряной медали имени А.П. Довженко и звания Народного артиста РСФСР. Однако именно съемки в двухсерийном киноромане «Экипаж», который принято считать первым советским фильмом-катастрофой, принесли Жженову звание Народного артиста СССР и всенародную любовь зрителей.
Долгое время Георгий Степанович входил в состав комиссии по вопросам помилования при президенте России, а также был одним из инициаторов создания фестиваля фильмов о правах человека «Сталкер». Сейчас его именем назван один из призов фестиваля.
«Самое выносливое существо на свете — человек, — писал Жженов в книге «Саночки». — Чего только ему не приходилось преодолевать: голод, холод, болезни, одиночество! Зверь гибнет — человек живет! Особенно русский человек!.. Какие только испытания на прочность не выпадали на долю русского человека».
Земной путь Георгия Жженова закончился 8 декабря 2005 года. Актера похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.