on air preview
Прямой эфир
ОБЩЕСТВО

Заместитель начальника транспортного отдела МТРК «Мир» Денис Ширманов: «Бабушка спасала жизни в эвакопоезде на Белорусском фронте, а потом и в тыловом госпитале»

28/03/2025 — 15:29

К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне MIR24.TV продолжает проект «Наша память сердца», посвященный подвигам родных сотрудников Межгосударственной телерадиокомпании «Мир».

Говорят, что у войны не женское лицо. Но в годы Великой Отечественной миллионы женщин, не жалея здоровья и жизни, приближали Великую Победу. Они не только сражались наравне с мужчинами, но и обеспечивали нужды фронта, оперируя в санитарных поездах, работая в тылу, ухаживая в госпиталях за ранеными бойцами. Сотни жизней солдат, офицеров и гражданских лиц спасла капитан медицинской службы эвакуационного поезда 7-го ж/д восстановительного батальона 1-го Белорусского фронта Этель Моисеевна Гулько. Заместитель начальника транспортного отдела МТРК «Мир» Денис Ширманов рассказал, что бабушка прошла всю Великую Отечественную войну, потеряла в первые дни мужа — военного летчика Степана Загузова, но не сдалась превратностям судьбы, выстояла и выдержала все лихолетья страшных и безжалостных сороковых. С годовалым сыном на руках она проехала весь Белорусский фронт, неустанно спасая жизни советских бойцов и гражданских лиц, приближая долгожданную Победу.

Денис Ширманов
заместитель начальника транспортного отдела МТРК «Мир»

«Этель Моисеевна Гулько родилась 23 июля 1910 года в большой семье в городе Умань. Великая Отечественная война разделила ее жизнь на живых и мертвых. Родителей — расстреляли, муж — кадровый военный летчик в звании майора — Степан Максимович Загузов и все шесть братьев ушли на фронт. До последних дней в нашей семье думали, что все погибли и из большой семьи в живых осталась только Этель… Она окончила педиатрический факультет 2-го Харьковского медицинского института. В 1940 году у нее появился первенец — сын Игорь Загузов. Кто бы мог подумать, что пройдет всего год, и бабушка вместе с младенцем будет курсировать на санитарном поезде от 1-го Белорусского фронта до эвакогоспиталя в Киргизии, а потом — обратно. Это было тяжелое испытание для молодой девушки. За плечами — гибель родных, впереди — неизвестность. Она — военный хирург — сутками не выходила из операционной, стоя на специальной для нее сколоченной скамеечке, без которой над операционным полем виднелась только ее голова».

«То время бабушка не любила вспоминать, а если и рассказывала — то со слезами на глазах. Годовалый Игорь рос сыном полка. Присматривать за ним не всегда хватало времени, ведь шла война и надо было сражаться за жизни солдат, офицеров и гражданских лиц. Тогда на подмогу приходили сослуживцы-медики и раненые бойцы... Каждый по-своему приближал Великую Победу. Этель Моисеевна была «на передовой» жизни: она вновь и вновь вставала к операционному столу, дежурила в госпитале, не спала целыми днями и ночами. Наверное, в память о тех, кого судьба так безжалостно забрала, ей приходилось трудиться за десятерых, восполняя тем самым всю боль своей страшной утраты».


«Фронт. Бомбежки. Усталость. Бабушка плакала, но так, чтобы никто не видел. И, видимо, кто-то там наверху смилостивился. Маленький Игорь несколько раз оказывался под обстрелами и бомбежками санитарного поезда, в котором они находились вместе с бабушкой, но каждый раз небесная рука его заслоняла. В конце Великой Отечественной войны в этом же госпитале бабушка познакомилась с человеком, который стал отчимом для сына и отцом для будущих дочерей — Маргариты и Татьяны. К слову, 9 мая 1945 года семья бабушки отметила сразу два праздника — это День Победы и рождение моей мамы Маргариты. Она родилась в городе Богородск Горьковской области».

«Жизнь бабушки в годы Великой Отечественной войны очень похожа на фильм «Офицеры». Война для нее прошла в дороге — между двумя жизненными мерилами: 1-м Белорусским фронтом и эвакогоспиталем в Киргизии. Вот только Этель Моисеевну Гулько не приравняли к участникам Великой Отечественной войны. Потому как госпиталь, к которому был приписан санитарный поезд, сформировался в тылу, а поэтому всегда считался тыловым. Несмотря на то, что как военный врач она участвовала в освобождении Барановичей и Польши, о чем свидетельствуют сохранившиеся документы, важный по праву заслуженный статус не был получен даже спустя десятилетия».

Этель Моисеевна Гулько и ее дети (справа - налево): Игорь, Рита и Татьяна.


«Демобилизовалась Этель Моисеевна в звании капитана медицинской службы. И со всей семьей была направлена для постоянного проживания в город Куйбышев (Самара), где и прожила всю гражданскую жизнь. В мирное время работала в Куйбышеве в городской поликлинике №10 участковым врачом терапевтом. Обслуживала пациентов в частном секторе, и, можете себе представить, что это такое: расположенные далеко друг от друга дома, неосвещенные улицы, непролазная грязь. Когда не с кем было оставить детей, то на прием к больным приходилось ходить вместе с ними. На вверенном ей участке все, кто был с ней знаком, — уважали и любили ее до последнего дня жизни. Врачебную традицию продлила внучка бабушки и единственная дочка Игоря — Алена, которая тоже стала врачом».


«Случайное совпадение или судьба, но именно в 1946 году на базе завода №145 имени С.М. Кирова в поселке Управленческом близ Куйбышева был создан Государственный Союзный опытный завод №2 Министерства авиационной промышленности СССР. Здесь началась разработка авиационных турбореактивных и турбовинтовых двигателей (в том числе для стратегических бомбардировщиков). В мае 1949 года руководителем и главным конструктором завода стал Николай Дмитриевич Кузнецов (позднее он был назначен Генеральным конструктором). С этим человеком и с предприятием в поселке Управленческий на долгие годы будет связана жизнь Игоря Степановича Загузова».


«Старший сын Игорь Загузов стал доктором технических наук профессором. В феврале 1963 года с отличием окончил Куйбышевский авиационный институт (КуАИ) и аспирантуру, блестяще защитил кандидатскую диссертацию, потом — докторскую. Он умер неожиданно для всех 3 мая 2008 года. В научном сообществе Игорь Степанович Загузов был известен как специалист в области математического моделирования, аэрогидромеханических процессов и процессов теплообмена системных летательных аппаратов. Игорь Степанович стал автором более 230 научных работ, в том числе 59 авторских свидетельств и патентов на изобретение, 12 учебников по аэроакустике и аэрогидромеханике. Он инициировал работу по целевой подготовке студентов самарского госуниверситета для ряда предприятий военного-промышленного комплекса Самарской области».

Из опубликованной части достижений Игоря Степановича нужно выделить отдельно, что закончив КуАИ с дипломом инженера-механика по специальности «Двигатели летательных аппаратов», он был направлен по распределению в ОКБ Куйбышевского моторного завода (позднее КНПО «Труд»), возглавляемого академиком Н.Д. Кузнецовым. С марта 1963 года по май 1975 года он работает инженером конструктором в бригаде динамики, а затем начальником группы в отделе регулирования. С мая 1959 года — в ОКБ Куйбышевского моторного завода ведутся работы над жидкостными ракетными двигателями (ЖРД). Одним из первых разработанных ЖРД был двигатель НК-9, предназначенный для первой ступени межконтинентальной ракеты ГР-1 «Глобальная-1». Для второй ступени данной ракеты был разработан двигатель НК-9В. Его испытания начались в 1962 года.


«С начала шестидесятых годов в СССР одна за другой выполняются амбициозные космические программы. Вершиной всего должна стать высадка человека на Луну, а для этого требуются мощные ЖРД, способные вывести ракету-носитель на окололунную орбиту. По предложению Королева, ОКБ приступает к работам над ЖРД для третьей и четвертой ступеней ракеты-носителя Н1. В кратчайшие сроки такие двигатели были созданы. Уже в октябре и декабре 1967 года ЖРД, разработанные на базе НК-9, успешно прошли государственные испытания. 1985 год приносит еще одну долгожданную научно-производственную победу: Госавиарегистр СССР выдает сертификат по шуму на двигатель НК-86 для 1-го в СССР широкофюзеляжного самолета типа ИЛ-86. Двигатели, разработанные на базе НК-86 до сих пор, устанавливаются на военно-транспортные самолеты ИЛ-76, «Президентский» ИЛ-96 и по праву считаются одними из самых надежных в мире».


«Моя мама училась в мединституте в Куйбышеве. Там же познакомилась с отцом, который был на год ее старше. По окончании обучения мама стала врачом, отец окончил военно-медицинский факультет и стал военврачом. По распределению семья переехала в военный гарнизон на Урал. Я родился в 1975 году в «закрытом» гарнизоне ракетных войск стратегического назначения, где служили родители. В 1978 году они получили перевод в столицу — в Москву. Отец окончил военную академию и получил должность заведующего отделением в поликлинике № 1 МВД СССР и в 1991 году по состоянию здоровья вышел на пенсию в звании подполковника военно-медицинской службы. В Москве мама работала врачом в 12-й медсанчасти при институте атомной энергии имени Курчатова (РНЦ «Курчатовский институт»). Когда в 1986 году случилась техногенная катастрофа на Чернобыльской АЭС, она оказывала лечение пострадавшим сотрудникам. Очевидно, на генетическом уровне сложилось, что бабушка и мои родители стали врачами с большой буквы — Врачами высшей категории».


«Бабушки не стало, когда ей шел 95 год. О ее большом военном и жизненном подвиге, и о научных достижениях ее сына (моего дяди) Игоря говорится в книге «Самара на рубеже 21 века». Для всех нас — детей, внуков, правнуков — она была надежным тылом, опорой, той высотой, до которой хочется дотянуться и на которую стараемся равняться. Мы теперь часто стали вспоминать, что ее любимой фронтовой песней была легендарная «Катюша». А знаете почему? Потому что мы — родные и близкие — называли ее любя Бабушка Катя».

«После смерти бабушки появилась информация, что старший брат Гриша (как раз спасший ее и посадивший в последний поезд перед бомбежкой Харькова в Киргизию) прожил до 1970 годов. Младший брат Наум воевал на корабле на Дальневосточном фронте с Японцами, после Великой Отечественной войны в 1945 году вернулся в Харьков. Наум умер спустя 60 лет после окончания войны в 2005 году... как и бабушка. Они так и не встретились при жизни, думая, что каждый из них погиб. В этом-то и трагичность войны, которая разрушила и разрушает многие семьи».


«В этом году наша страна празднует 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Это событие помогает нам чтить и помнить героизм, мужество и стойкость предков. Свой неоценимый вклад в разгром фашизма внесла каждая семья нашей необъятной страны, и в каждой семье сегодня живет память о тех, кто встал на защиту Родины, кто не вернулся с поля боя, кто своим самоотверженным трудом в тылу ковал Великую Победу. Вот и для нашей семьи 80-летие Победы — священная дата. Вместе с мамой мы поедем в Самару, где проживает вся ветвь Гулько-Загузовых, посетим могилы бабушки Кати и дяди Игоря, отдадим дань памяти нашим родным героическим людям», — подчеркнул в беседе Денис Ширманов.
Поделиться: