«Сфоткай», как в XIX веке: в Санкт-Петербурге возрождают уникальный метод фотографии
Брат с сестрой из Санкт-Петербурга возрождают амбротипы – фотографии серебром на стекле – метод, который придумали 175 лет назад.
Амбротипы появились до пленки и до бумаги. Придумали технологию в Англии в 1851-м году, через три года она дошла до Российской Империи. Если посмотреть фотографии Крымской войны, они все делались методом амбротипа
Эдуард - подполковник полиции на пенсии. 18 лет он работал в уголовном розыске. В 37 стал искать новую профессию. Сестра Кристина в это время уже отучилась на курсах амбротипистов. Принесла огромную камеру, стекла и химию для проявки домой к родителям, чтобы поздравить их с рубиновой свадьбой. И подарить необычную фотосессию.
Что было до пленки, я тогда понятия не имел. Но мне стал интересен физико-химический процесс. Первые фото у нас сильно отличались от того, что мы сейчас делаем. У меня было ощущение, что мы похожи на беглых крестьян. Более-менее стал понимать, как химия работает, только спустя полгода
Сначала открыли фотосалон в Выборге – в 140 километрах от Санкт-Петербурга. Город – туристический. Казалось, там проще раскрутиться. Первых посетителей Кристина с Эдуардом зазывали прямо на улице. Желающих было немного.
Через год студию из Выборга перевезли в центр Санкт-Петербурга, на Невский проспект – в галерею первого фоторепортера России Карла Буллы. Когда-то Кристина именно там увидела дореволюционные камеры и решила заняться амбротипией.
Я ходила по выставке. И вдруг как что-то щелкнуло в голове: а можно ли сейчас фотографировать на эти камеры?! Мне сказали: можно, если я найду пластину. Я задалась вопросом, что такое пластина, и полезла в интернет. В запросе, как тогда знала, так и писала: пластина для деревянной камеры
В Северной столице клиентов стало больше. Кто-то целенаправленно идет за ретро-фотографией. Но большинство приходят в музей-галерею Карла Буллы, случайно заглядывают в студию и остаются сделать снимок.
Полудрагоценный снимок
Мы всем рассказываем, что такое амбротип и как он создаётся. У нас фотография делается на стекле, на стекле и остается. Весь рисунок, что мы видим: белое и серое - это все частицы серебра. Серебро – главный компонент всех ранних видов фотографии, оно есть даже в пленке. Серебро светлее, чем черный цвет, но светлее, чем белый. Поэтому амбротип - и негатив, и позитив одновременно. Негатив - на белом фоне, позитив – на черном
Стекла подходят обычные – из каких делают окна. Сначала его обезжиривают, а потом покрывают раствором – коллодием. Раньше в медицине его использовали как жидкий пластырь, склеивали раны. В случае с амбротипами, его главная задача – склеить между собой все химические компоненты и прикрепить их к стеклу.
Я коллодий нанес, он схватился, но не высох. Дальше я его погружаю в «ванну». В этой ванне находится серебро. Но оно изначально растворено в азотной кислоте. Из него получается нитрат серебра – порошок – он растворяется в дистиллированной воде. Пластину туда погрузил, и около 5 минут серебро из воды будет впитываться в коллодий, взаимодействовать с солями калия, кадмия, будут образовываться галогениды, которые и дадут нам всю картинку
За то время, пока стекло будет лежать в ванне, фотограф подготовит кассету. Это деревянный чехол, в котором стекло понесут к камере, вставят в неё, а после того, как сфотографируют посетителя, понесут обратно на проявку. Дело в том, что после соприкосновения с серебром, на стекло не должен попадать свет, иначе фото получится бракованным. А кассета как раз обеспечит темноту.
Черный с белым не берите
Фотографироваться можно в своей одежде или подобрать образ в студии. Есть как женские, так и мужские варианты костюмов. К ним – аксессуары: шляпки, ажурные перчатки, шарфики. И украшения: колье, бусы, серьги, кольца, даже диадемы. Чем больше блестящих вещей надето, тем лучше от них отразится свет, и тем выигрышнее будет смотреться изображение на стекле.
Черного цвета в одежде лучше избегать. На фотографии он рискует стать просто пятном. Также в «пятно» превратятся красный, изумрудный, оранжевый и любые яркие насыщенные оттенки. Белый тоже выбирать не рекомендуют – снимок может получиться засвеченным.
Лучше выбирать бежевый, серый тона или контрастные. Например, отдельно черная или белая одежда – на фотографии будет выглядеть не очень, а вот микс этих цветов или, если блёстки есть, хорошо будет смотреться
Вещи, которые сейчас есть в студии, Кристина приносила из дома, покупала на блошиных рынках, некоторые – дарили посетители. Чтобы было больше подходящих вариантов, девушка-фотограф купила швейную машинку и записалась на курсы шитья.
Даже пальцами ног не шевелим!
Фотографировать неподготовленного человека чревато размазанным снимком. Сначала нужно «утвердить» позу. Не все подходят для ретро-аппарата. Во-первых, или поясной план, или грудной. В интерьерах студии в полный рост снять не получится. Во-вторых, желательно, чтобы руки были прижаты к телу, столу или стулу, чтобы ими совсем не шевелить. Ну и, в-третьих, голову фиксируют специальным прибором – копфгальтером.
Название немецкое - «копф» - голова, «гальтер» - держать. Выдержка длинная: 30 секунд. За это время даже пальцами ног не шевелим, чтобы быть максимально статичными
Если во время съемки отклониться даже на полмиллиметра – фотография смажется. А переделать – не то же самое, что просто снова нажать на экран смартфона. Нужно будет заново идти в лабораторию за новым стеклом и повторять весь процесс подготовки.
По этой же причине на амбротипах люди не улыбаются: сложно удержать мимику.
Все эти форматные фотоаппараты – это все камера обскура. Фотографию можно делать на любую коробку: на картонную, даже на спичечный коробок. Нужна только темнота и маленькое отверстие. Физика света так устроена, что свет, проходящий через маленькое отверстие, разворачивается вверх ногами и слева направо. Здесь мы тоже видим такую картинку
Вместо фокусировочной пластины амбротипист вставит в фотоаппарат кассету со стеклом, закроет шторку на камере, переднюю стенку кассеты вытащит и начнет обратный отсчёт. За 30 минут стекло «запомнит» человека.
«Приготовились! – командует Эдуард. - Моргать можно, дышать можно! Мимику не меняем! Делаем счастливое лицо, я считаю».
От мулатки до аристократки
Как только обратный отсчет закончен, стекло из камеры вынимают и несут под струю воды. Нужно смыть все ингредиенты, которые фиксировали серебро. Должен остаться только благородный металл. Достаточно семи минут. Вода должна быть обязательно прохладной. В среднем +15 градусов. Теплая может «разрушить» изображение.
Если «фиксаж» останется на фотографии, то фотография в течение месяца испортится. Она зарастет снежными кристаллами, как будто иней на окне
Ещё в течение 10 минут снимок будет «отлеживаться» в ванночке. И когда изображение полностью проступит, стекло высушат и покроют лаком.
Вода останавливает процесс проявки. Дальше уже проявка не идет. Если поменьше подержать в ванне, вы будете смуглой мулаткой, если подольше держать, вы будете более беленькая, более аристократичный вид
Бессмертный отпечаток
Амбротипы в студии делают разных форматов: самый маленький - 10 на 15, самый крупный - 18 на 24. Максимально Эдуард с Кристиной переносили на стекло пять человек, но недавно поступил заказ на группу из 15-ти школьников.
В любом случае снимок не будет идеальным. Но он будет полон, как говорят фотографы, артефактов. Как будто амбротип, действительно, сделали 150 лет назад.
Вот тут потеки – это коллодий подсох, а здесь – «кометы» - это пылинки, соринки. Если человек хочет чистый снимок, он идет и фотографируется на цифровой аппарат, а в нашем случае, как раз и интересно, что всегда есть случайности, которые мы не контролируем
С древнегреческого языка «амбротип» переводится как бессмертный отпечаток, поэтому, если стекло не разбивать, фотография проживёт века. Такую семейную реликвию можно даже праправнукам завещать.