Звукорежиссер МТРК «Мир» Татьяна Шкепу: «Сталин трижды объявлял благодарность дедушке за проявленный героизм на фронте»
К 80-летию Победы MIR24.TV продолжает рассказ о героях Великой Отечественной войны в рамках проекта «Наша память сердца», посвященного фронтовым подвигам родных и близких сотрудников Межгосударственной телерадиокомпании «Мир».
Порфирия Ивановича Белякова, уроженца Костромской области, на фронт призвали в 1943 году. Девятнадцатилетний парень был направлен в 334-й отдельный саперный батальон. Звукорежиссер МТРК «Мир» Татьяна Шкепу рассказывает, что шел третий год Великой Отечественной войны — и это было самое ожесточенное время. В 1944 году ее дедушка получил ранение, но уже через месяц попросился обратно на передовую, чтобы отстоять свободу родной страны. Фронтовой путь Порфирия Белякова отмечен многими орденами и медалями. Иосиф Сталин трижды объявлял ему благодарность за проявленную отвагу во время Великой Отечественной войны.
«Дедушка родился в Сусанинском районе в Костромской области 28 мая 1924 года. Он рос в большой по сегодняшним меркам семье, где воспитывалось пятеро детей. Окончил местное фабрично-заводское училище, стал плотником высшего разряда. В 19 лет дедушку призвали на фронт. В августе 1943 года его забрали в учебку, а уже через несколько месяцев — в октябре — отправили на передовую. Служил рядовым в 334-м отдельном саперном батальоне, — делится Татьяна Шкепу. — Почти через год — в октябре 1944 года — был ранен в бедро осколком мины. По ощущениям, как он говорил, это было похоже на удар лопатой по ноге. Дедушка еще вспоминал, что в госпитале ему врачи даже показывали осколок от мины. Через месяц лечения наш герой вернулся в строй, чтобы защищать честь и свободу своей страны».
Несмотря на юный возраст, Порфирий Беляков служил смело и отважно. Участвовал в героических боях на территории Германии. Многими наградами был отмечен еще на фронте, в том числе медалями «За отвагу», «За взятие Кенигсберга», «За Победу над Германией», орденом Красной Звезды.
«Верховный Главнокомандующий товарищ Сталин трижды объявлял благодарность дедушке в 1945 году. 24 января — за отличные боевые действия по овладению городами Восточной Пруссии — Ликк, Нойен Дорф, Биалла. 27 января — за отличные боевые действия по завершению прорыва мощной, долговременной и глубокой обороны противника в районе Мазурских озер. 9 апреля — за отличные боевые действия по овладению крепостью и главным городом Восточной Пруссии — Кенигсберг».
В июле 1946 года Порфирий Беляков в составе 183-го отдельного стрелкового полка поехал воевать с Японией. Он любил вспоминать, какие впечатления тогда произвел на него Байкал и какой прекрасной после фронтовых огней показалась наша страна. Вместе с полком добрались до Комсомольска-на-Амуре, но к тому времени в военном конфликте уже была поставлена точка. В марте 1947 года фронтовик демобилизовался и вернулся домой.
«Со своей будущей супругой — Тамарой Николаевной — дедушка познакомился в родной деревне. Из Костромской области они переехали в Москву. Первое время жили очень скромно, ютились в маленькой полуподвальной комнатке, работали дворниками. У них появилось два сына — Николай и Евгений. Потом перебрались в Ашукино Пушкинского района Московской области. От государства в поселке тогда получили землю для строительства жилья. Дедушка и бабушка за свою жизнь успели и дом построить, и дерево посадить, и сыновей вырастить, а еще помочь в воспитании внуков: Антона, Стаса, Дениса, Татьяны и Полины. К слову, дедушка построил и второй дом — для старшего сына. Буквально на соседней улице. В нем Николай живет до сих пор. А тем домом, в котором жили дедушка и бабушка, стали владеть новые супруги. Когда мы проезжаем мимо него, то всегда с ностальгией вспоминаем детство».
О фронтовых буднях Порфирий Иванович много рассказывал. Татьяна уточняет: дедушка любил устроить послеобеденный отдых, а она — будучи совсем маленькой — любила в этот момент пристроиться рядом, чтобы послушать его рассказы о страшной войне с фашистами.
«Он рассказывал, как однажды на фронте поменял свои солдатские сапоги на немецкие ботинки. В итоге — отморозил ноги. Ботинки оказались холодными: они не смогли выдержать суровые советские зимы, а потому были пригодны разве что для теплой европейской зимы. Конечно, он много раз жалел о своем решении, ведь обморожение ног сильно отразилось на здоровье. А еще вспоминал, как однажды высунулся из окопа — и пуля просвистела рядом с лицом. Судьба его тогда сберегла. А вот случилось это до или после ранения в ногу — сказать не могу», — говорит Татьяна Шкепу.
Порфирий Иванович увлекался чтением и собрал огромную домашнюю библиотеку. У него даже была своя собственная — именная — печать для книг. Зарабатывал на жизнь тем, что был точильщиком ножей в Москве. Он каждый день ездил в столицу на работу — и каждый раз возвращался с новой книгой. Много читал классических произведений, детской и научно-фантастической литературы.
«У дедушки была огромная коллекция познавательных журналов, которые он всегда аккуратно подшивал. И мы — его внуки — выросли на «Крокодиле». В коллекции было даже полное собрание большой медицинской энциклопедии. А еще из Москвы дедушка частенько привозил подарки бабушке — то часики золотые, то какую-нибудь приятную мелочь… Дедушка научил меня многим важным жизненным правилам. Каким он был? Очень добрым и отзывчивым. Все повторял, что жизнь прожить — не поле перейти. Безумно любил внуков и внучек. Несмотря на фронтовое прошлое, он сохранил большое жизнелюбие», — завершила разговор Татьяна Шкепу.