Памяти Зураба Церетели. Он связал Грузию и Россию
Самый монументальный скульптор России – такое звание могли бы присвоить народному художнику Зурабу Церетели. О человеке, который создал вечный мост между Грузией и Россией, – специальный корреспондент «МИР 24» Глеб Стерхов.
Его Петр I смотрит на Москву с высоты 98 метров, а богиня Ника летит на 104-х. А еще 126-метровый Колумб в Пуэрто-Рико, 45-метровый Новый человек в Севилье, и 35-метровые герои Грузии под Тбилиси. Мировое шествие гигантов. В 11 странах.
«Был период, когда я был главным художником мира. Работал в Бразилии, Португалии, Сирии, Осоке, Нью-Йорке, во многие государства отправляли».
В 1934 году, когда родился Зураб Церетели, Тбилиси еще назывался Тифлисом. Мать из княжеского рода. Все в его семье прекрасно разбираются в искусстве. Отец – инженер-строитель.
«Отец был такой, настоящий характер коммунистический, жестко требовал, а мама показывала: «Тсс, не спорь!», – рассказывал Зураб Церетели.
А брат матери, художник Георгий Нижарадзе, стал его первым вдохновителем.
«Мы в одном коридоре жили: тетя, мама и дядя. Дядя был очень интересный! Когда он по улице ходил, женщины останавливались и смотрели на него. Очень интересный был. Был художник. Я думал, если я стану художником, буду такой красивый как он, но не получилось это», – делился Зураб Церетели.
Гены талантливой родни плюс трудолюбие, в Тифлисской академии художеств его называли отменным живописцем. Диплом у него по специальности «живописец-монументалист». Его наставник Василий Шухаев, которого Церетели всегда называл гениальным рисовальщиком и выдающимся педагогом. Вскоре он возглавит монументальную секцию Союза художников Грузинской ССР, а потом станет профессором и завкафедрой монументально-декоративного искусства в той же академии, которую закончил. Председатель Союза дизайнеров Грузии и депутат Верховного совета республики – тоже Церетели. После конца Советского Союза и у него начало новой жизни.
«Все те скульптуры, которые мы сейчас видим в Москве, и не только в Москве Зураба (а их огромное количество, на самом деле, как мы знаем, по всему миру) – это все во многом для Москвы заслуга, может быть, в кавычках, для кого-то, может быть, без кавычек, это заслуга Юрия Михайловича Лужкова. Потому что они действительно были очень близкими друзьями, и казалось, что Зураб Церетели вечный человек».
Москва «Лужковская» – для жителей столицы второе название лихих 1990-х. Человек простой мог стремительно разбогатеть или стать звездой эстрады или искусства. А у Зураба Церетели и так уже все было для стремительного взлета: и бесспорный талант, и известность, и харизма.
«Вот встреча с Шагалом на этой фотографии, как раз одна из встреч, где Зураб Константинович вспоминал, как показал работы Шагалу, свои мозаичные панно, Шагал похвалил его. Еще Зураб Константинович помнит, как зашел в мастерскую, и Шагал повернул палитру, так немножко убрал. Палитра – это такой секрет художника».
В брежневскую эпоху Церетели, еще живя в Тбилиси, регулярно приезжал в Москву. От Министерства иностранных дел СССР он получал задания и декорировал посольства по всему миру. А 1980 году на нем оформление Олимпийских игр в Москве. В 1983 году его «Дружба навеки» – на Тишинской площади в столице. В народе скульптуру обзывали «Шашлык» или «Шампур». Между тем рабочее название монумента «Меднолистое Древо языка». Идея пришла во сне выпускнику МАРХИ, поэту и архитектору Андрею Вознесенскому. Венчается колонна венком из виноградной грозди, переплетенной колосьями пшеницы. Виноград – Грузия, хлеб – Россия. И это была парная композиция. Вторая часть – «Узы дружбы», стояла у выезда из Тбилиси в сторону Военно-Грузинской дороги. Но после развала СССР он был снесен путем подрыва по указу первого президента Грузии Гамсахурдии. После конфликта с властями Церетели переехал в Москву.
«Ну это Лужков-дворник», видите, да? Некоторые считают, что над ним подшутил Церетели. На самом деле нет совсем. Дело в том, что Юрий Михайлович ведь гордился тем, что он в юности работал дворником», – рассказал пресс-секретарь мэра Москвы Юрия Лужкова в 1992-2010 годах Сергей Цой.
Только друг для друга такой гротеск может сваять и выставить. Горожан Лужков-дворник забавлял. А Юрию Михайловичу подарок пришелся по душе. И вскоре появился второй Лужков. Спортсмен.
«Видите, это не похоже на теннисный мяч, а на футбольный. Мы тоже вместе с ним играли в теннис. Это художественный образ, но Юрий Михайлович очень много занимался спортом. Ничего нет выдуманного. Таким его видел художник», – отметил Сергей Цой.
Критики обвиняли Церетели, что тот приукрашивает и сильно преувеличивает. И это о фундаменталисте, чье призвание с большими формами работать. Церетели объявил о создании третьей скульптуры. И тогда московская интеллигенция сама набросала сатирический проект: «Крепкий хозяйственник» вместо метлы уже Останкинскую башню держит. Фигура Лужкова здесь примерно 280 метров в высоту. Масштабно. Были те, кто поверил.
В 1997 году Зураб Церетели становится президентом Академии художеств. Времена для искусства далеко не хлебные. Он смог организовать финансовую поддержку не только для себя, но и для своих коллег.
«Более того, сегодня не было бы академии, если бы не Церетели. Он взял ее и вернул. Построил здание, сделал академиков, дал надежду художникам, поддержал».
И, конечно, творил, не переставая. Он оформляет Московский зоопарк. Это его кони встают на дыбы в фонтанном комплексе на Манеже. Он создал по-настоящему большие произведения. Например, Поклонная гора. Тендер на тот мемориал 20 лет никак не мог определить лучшую идею. В итоге конкурс заглох. И власти разрешили Зурабу Церетели взять проект. Народ эту скульптуру, как и многие остальные, тут же метко окрестил.
«На Поклонной горе, помните, стоит этот штык. И на нем вверху Ника. И все смеялись: это вот иголка, которая проткнула муху»
«Без его памятников Москва 1990-х она не Москва 1990-х. И Петр I, которого называли Колумбом».
И сейчас жива версия о том, что якобы Церетели изначально Колумба ваял. Хотел поставить в США к юбилею открытия Америки, но те не захотели. А мэр Москвы Юрий Лужков, его давний фанат, по дружбе купил аккурат к юбилею Москвы в 1997 году. В итоге у статуи только голову и поменяли. Сам же скульптор это всегда отрицал.
Нержавеющая сталь и сусальное золото. Масса – две тысячи тонн. Стоимость памятника Петру I – 100 миллионов рублей или 16,5 миллиона долларов по курсу 1997 года. Против монумента целую кампанию устраивали, даже пытались его взрывать. Говорят, без политики и борьбы за землю не обошлось. В итоге Петр остался стоять там, где стоит и с московским ландшафтом, и с москвичами подружился.
А вот настоящий Колумб Церетели на острове в Карибском море.
«Колумб вот он есть, я на фоне его стою. Это большая работа. Она находится в Пуэрто-Рико. Здесь видно, как она собиралась, делалась. Там прошел ураган, все снесло на острове, даже уникальный телескоп, скульптура Колумба стоит».
В 1990-х годах этого художника больших форматов весь мир знает. «Разрушить стену недоверия» – монумент в Лондоне о сближении с Западом. «Добро побеждает зло» – Нью-Йорк в честь подписания в 1987 году Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. «Рождение нового человека» – в испанской Севилье в честь легенды о Колумбовом яйце. И конечно, родная Грузия.
Монументальная работа – комплекс «История Грузии». 20 лет работы и 16 35-метровых колонн. Библейский сюжет и барельефы по ключевым моментам истории Грузии. А это «Мимино» на Авлабаре. Легендарные герои: Валико Мизандари, Рубик Хачикян и Иван Волохов, рядом маэстро Георгий Данелия. А скульптура святого Георгия на 11-метровой колонне стала визитной карточкой грузинской столицы.
«Хочу, чтобы вы не забыли меня и через искусство смотрели на Зураба».