on air preview
Прямой эфир
НАУКА И ТЕХНОЛОГИИ

«Он первым увидел тайные связи солнечной активности и всего живого на Земле». Памяти Александра Чижевского

Россия 30/04/2025 — 16:01
«Он первым увидел тайные связи солнечной активности и всего живого на Земле». Памяти Александра Чижевского
Фото: Wikimedia
«Он первым увидел тайные связи солнечной активности и всего живого на Земле». Памяти Александра Чижевского
Фото: Wikimedia
«Он первым увидел тайные связи солнечной активности и всего живого на Земле». Памяти Александра Чижевского
Фото: Wikimedia

Великого русского ученого Александра Леонидовича Чижевского называют «Леонардо да Винчи XX века», в 1930-е годы он являлся почетным, действительным членом-корреспондентом около 30 академий, университетов, институтов разных стран. На родине гениальность его научных трудов оценили только после смерти ученого. Заведующая Домом-музеем Чижевского Людмила Морозова рассказала в интервью MIR24.TV о том, как в Калуге, городе где прошли годы юности Александра Леонидовича Чижевского, сохраняется память о нем.

Людмила Николаевна, прежде всего, расскажите, пожалуйста, в чем гениальность Чижевского. К сожалению, в российском обществе о его трудах знают гораздо меньше, чем он того заслуживает.

— Александр Леонидович Чижевский – основоположник сразу трех новых научных направлений биофизики. Гелиобиологии, науки о влиянии солнечной активности на процессы, происходящие на Земле и в околоземном космическом пространстве. Аэроионологии – науки о благотворном воздействии ионизированного воздуха. Изобретенный им прибор для ионизации воздуха многим известен под названием «люстра Чижевского». Электрогемодинамики – науки о структурной организации движущейся крови. И Александр Леонидович Чижевский – многогранная личность, он не только ученый, но и изобретатель, философ-космист, поэт, художник. Художественно-поэтическое творчество дополняет его научно-философское мировоззрение.

В 1915 году Александр Чижевский сравнил события, происходившие в 80 странах мира на протяжении 2414 лет, и солнечную активность за этот же период времени и пришел к смелому выводу, что все знаковые события: войны, революции, смены правящих режимов, а также выход на историческую арену пассионарных личностей – совпадают с периодами максимума солнечной активности. В 1918 году в Московском университете Александр Чижевский защитил докторскую диссертацию «О периодичности всемирно-истрического процесса». После защиты докторской диссертации, в возрасте 21 года Чижевский стал доктором всеобщей истории. Результатом работы Александра Чижевского стало рождение науки о солнечно-земных связях – гелиобиологии. Продолжив свои исследования, ученый доказал, что процессы в эпидемиологии, включая глобальные эпидемии в истории человечества, тоже коррелируют с деятельностью Солнца.

В истории гелиобиологии можно выделить несколько этапов – вслед за зарождением начался период ее полного отрицания. И только когда началась эпоха космических полетов, космические аппараты зафиксировали излучение, названное «солнечным ветром». И тогда стало понятно, о чем говорил Чижевский: вот об этом потоке ионизированных частиц. 

Александр Леонидович Чижевский – один из пионеров космического естествознания, он является предтечей ученых, изучающих физику Солнца, солнечную плазму, космическую погоду. Эти исследования необходимы для осуществления космических полетов, изучение космической погоды является важным направлением космонавтики. С 2013 года существует Международная медаль имени Александра Чижевского, которой награждаются молодые ученые, сделавшие фундаментальные открытия в области космической погоды.

Расскажите, пожалуйста, как был создан Дом-музей Чижевского?

— Как Александр Леонидович Чижевский – необычный человек, так и музей его создавался необычно. О том, что в сохранившемся в Калуге доме Чижевских нужно создать музей, первой сказала вдова ученого Нина Вадимовна Чижевская-Энгельгардт.

Это было в далеком 1968 году, когда Нина Вадимовна приехала в Калугу на открытие Дома-музея Константина Эдуардовича Циолковского после его реставрации, по приглашению заведующего Домом-музеем, внука Циолковского Алексея Вениаминовича Костина. Нина Вадимовна привезла музею Циолковского бесценный подарок – подлинные письма Циолковского к Чижевскому. 

Именно тогда Нина Вадимовна познакомилась с экскурсоводом Дома-музея Циолковского Людмилой Теобальдовной Энгельгард, одинаковая фамилия привлекла ее внимание. Нина Вадимовна пригласила Людмилу Теобальдовну к себе в гости в Москву, в квартиру на Звездном бульваре. 

Нина Вадимовна познакомила Людмилу Теобальдовну с научными работами Чижевского, его акварельными работами, стихами. Людмила Теобальдовна заинтересовалась личностью Чижевского, его научным и художественно-поэтическим наследием. Через много лет Людмила Теобальдовна станет первой заведующей Домом-музеем Чижевского. 

В 1972 году в Калуге на доме Чижевских была размещена памятная доска по случаю 75-летия со дня рождения Александра Леонидовича. На открытии этой мемориальной доски присутствовала Нина Вадимовна Чижевская и многие люди, которым был интересен ученый. 

Вокруг идеи создания музея Чижевского и Нины Вадимовны сплотились ученые, космонавты, художники, философы, журналисты – те люди, которым был интересен Чижевский. В создании этого музея своим авторитетным словом помогали академики Лихачев и Яншин.

Решение о создании Дома-музея Чижевского, как отдела Государственного музея истории космонавтики им. Циолковского, Калужский облисполком принял в 1990 году. В то время в доме Чижевских находилась контора «Калугаоблгаз». Выселилась она только в 2000 году. Здание было в плачевном состоянии, ему требовался капитальный ремонт. В 2007 году в Калуге состоялось выездное заседание Президиума Госсовета по повышению использования результатов космической деятельности, в то время и было принято решение о выделении средств на ремонт и реставрацию музея Чижевских на улице Московской. И с 2008 года начался капитальный ремонт дома. 7 февраля 2010 года, в день рождения Чижевского, музей открыл свои двери для посетителей. В этом году у Дома-музея Чижевского юбилей – 15 лет. 

А какие экспонаты в музее наиболее интересные, рассказывающие о Чижевском, как о человеке? 

— Каждый музейный экспонат рассказывает об Александре Леонидовиче Чижевском. Если говорить о Чижевском-художнике, то это его живопись и акварельные рисунки. Если говорить о Чижевском-ученом, то это его научные работы, документы, фотографии, переписка с учеными. Если говорить о Чижевском как о человеке, я бы выделила печатную машинку «Олимпия», которая принадлежала Нине Вадимовне Чижевской.

Со своей второй женой Ниной Вадимовной Энгельгардт Чижевский познакомился в ГУЛАГе. Это было тяжелое время в жизни Александра Леонидовича. Посадили его на основе двух доносов, обвинили в антисоветской агитации. Он пробыл в лагере восемь лет, после выхода из лагеря еще восемь провел в Караганде в ссылке, здесь он жил вместе со своей женой Ниной Вадимовной. 

У Чижевских был очень тяжелый период, надо было выживать. Нина Вадимовна зарабатывала деньги, печатая на машинке, для этого она взяла в аренду старенькую немецкую машинку, которая постоянно ломалась. Мастер, который ремонтировал эту машинку, сказал ей, что он знает семью, где есть совершенно новая машинка «Олимпия». Машинкой не пользуются, поэтому можно ее выкупить. Ни на секунду не задумываясь, Нина Вадимовна продала свое единственное новое платье, добавила имеющиеся скромные семейные накопления, заняла недостающую сумму и выкупила печатную машинку «Олимпия». Большая помощница Нины Вадимовны, она служила ей долгие годы, была свидетелем и участником всего происходящего в семье Чижевских. На ней Нина Вадимовна перепечатывала научные работы Чижевского. Есть много фотографий, на которых Нина Вадимовна, Александр Леонидович и машинка «Олимпия», которая сейчас находится в экспозиции Дома-музея Чижевского. 

Жемчужиной экспозиции Дома-музея Чижевского является бронзовый телескоп конца XIX – начала XX века, изготовлен на оптико-механической фирме Трындиных. Он принадлежал Сергею Васильевичу Щербакову, другу Циолковского. Доподлинно известно, что в этот телескоп вели наблюдения не только сам Щербаков, но и Циолковский, и Чижевский. 

Есть коврик, вышитый бабушкой Чижевского Елизаветой Семеновной Облачинской. В мемуарах Чижевский пишет о том, что в детстве он очень любил вышивать, и бабушка с ним занималась вышивкой. Коврику уже больше ста лет, возможно, какая-то из ярких роз на нем вышита Шурой Чижевским.

Родная мать Александра Леонидовича Чижевского умерла, когда ему было немногим больше года, маму ему заменила родная сестра отца Ольга Васильевна Лесли-Чижевская. В комнате у Ольги Васильевны находится швейная машинка «Зингер», на которой она занималась рукодельем, в тяжелые времена она перешивала одежду для Александра. То есть каждый предмет в музейной экспозиции говорит о каком-то периоде жизни ученого, о чем-то знаковом или трогательном. 

Скажите, пожалуйста, как получилось, что в 17 лет Александр Чижевский не просто познакомился, но и подружился с Константином Эдуардовичем Циолковским? Неужели ученому был интересен этот юноша? Как это возможно?

— Знакомство произошло в 1914 году, когда Циолковскому было 57, а Александру Чижевскому 17 лет. Чижевский учился в Калужском частном реальном Шахмагоновском училище, а рядом, в соседнем здании, в женском епархиальном училище преподавал математику и физику Константин Эдуардович Циолковский. 

По приглашению директора училища Федора Мефодьевича Шахмагонова Константин Эдуардович Циолковский пришел в реальное училище, прочитать лекцию о воздухоплавании. Старшеклассников заинтересовал рассказ Циолковского, и он, увидев это, пригласил весь класс к себе в дом на улице Коровинской. Активно собирался весь класс, но в ближайший выходной к Циолковскому пришел только один ученик – Александр Чижевский. Константин Эдуардович показал юноше свои станки, рассказал о воздухоплавании, подарил несколько брошюр со своими научными работами. Их Циолковский публиковал на свои деньги, в Калуге мало кто проявлял интерес к публикациям Циолковского.

Чтобы понять, что сближало этих людей, надо понять, в какой обстановке и атмосфере они жили. Калуга начала века – губернский городок с неторопливым течением жизни: зелень садов, тишина, покой. Здесь учитель епархиального училища Циолковский закладывает теоретические основы полета в заотмосферное пространство. Для окружения это непонятно, Циолковского считали чудаком. 

Когда семья Чижевских приехала в Калугу, Александру было 16 лет. Его отца Леонида Васильевича, полковника артиллерии, назначают командиром артбригады, расквартированной в Калуге. Юноша увлечен астрономией, поэзией, художественным творчеством. Для сына Леонид Васильевич обустраивает в одной из комнат дома электрохимическую лабораторию. Александру приобретают не только скрипку для занятия музыкой и краски, кисти, холсты, багеты для занятия художественным творчеством, но и два телескопа, микроскоп, фотоаппарат, всевозможные реактивы, приборы. Александр увлечен наукой. И как вы думаете, неужели в Калуге, в тихой купеческой заводи, у этих двух людей не найдется тем для общения? Чижевский в своих воспоминаниях пишет о том, что у них с Циолковским была одна единственная тема для разговора. Одна, но какая – наука! Это то, что их сближало, и какая разница, сколько кому лет? 

Впрочем, у современников действительно было некое недоверие к воспоминаниям Чижевского, где он пишет о дружбе с Циолковским. Мол, как могли дружить люди с такой огромной разницей в возрасте? Но письма Циолковского к Чижевскому, которые передала в музей Нина Вадимовна Чижевская-Энгельгардт, являются документальным свидетельством их контактов. 

Чижевский  был почетным членом множества научных обществ разных стран, но как о его работах узнавали за рубежом? Ведь в СССР не приветствовались контакты с зарубежными коллегами.

— Железный занавес возник гораздо позже, а в 20-30-е годы ХХ века Александр Леонидович Чижевский имел возможность переписывался со многими учеными мира. Он получил великолепное образование, владел французским, английским, немецким языками, это позволяло вести переписку. Сохранившиеся документы Александра Леонидовича Чижевского свидетельствуют о его обширных контактах с учеными всего мира. Чижевского приглашали на многие научные конгрессы, конференции, чтение лекций, но разрешение на выезд ему не предоставляли. За границей он был только в детстве, когда ездил на отдых с тетушкой и бабушкой. Александр Леонидович Чижевский посылал научные статьи, доклады, которые либо зачитывались на конференциях, либо публиковались в научных журналах или сборниках. В 1939 году Александра Леонидовича Чижевского пригласили в Нью-Йорк на I конгресс биофизиков в качестве почетного президента наряду с учеными Д'Арсонвалем, Ланжевеном, Бранли, но и туда Александр Леонидович выехать не смог. Так было до начала Великой Отечественной войны, до того момента, пока он не был арестован и посажен. После освобождения, когда он спустя 16 лет вернулся в Москву, у него возобновились контакты с иностранными учеными. 

А в нашей стране он так и не получил признания при жизни?

— Александр Леонидович Чижевский был выдвинут на Ленинскую премию сразу в двух разделах – за изобретение метода электроокраски и за работы в исследовании структуры движущейся крови. Но по формальным признакм его выдвижение было отклонено. Александру Леонидовичу Чижевскому фатально не везло, об этом он даже пишет в своих стихах:

Рок тяготеет над всем мною свершенным в труде.

Мысли, картины, стихи, трезвой науки плоды –

Все исчезает как дым, все превращается в прах.

Будто трудился не я, будто созданья мои

Снятся кому-то во сне вместе со мной – их творцом.

К сожалению, прижизненной славы у Александра Леонидовича Чижевского не было. Между тем, когда уже началась космическая эра, то стало понятно, насколько работы Чижевского, написанные им еще в 1930-е годы, современны и важны для космонавтики. Потому что солнечный ветер небезразличен и для людей, и для техники в космосе. Чижевский очень много предугадал в науке о воздействии солнечной активности и на космонавта, и на космический аппарат. Первые в мире опыты по космической биологии Александр Чижевский сделал в Калуге по просьбе Константина Эдуардовича  Циолковского в 1925-1926 гг. в Калуге. 

Как развивается музей, что вы планируете, о чем мечтаете?

— Дому-музею Александра Леонидовича Чижевского 15 лет, и главная наша работа – это прежде всего популяризация наследия ученого, знакомство посетителей с незаурядной личностью Чижевского, изучение его архивов, сохранение артефактов и памяти о нем. Важным направлением работы музея является музейная педагогика. Потому что подрастающее поколение – это те люди, которые будут продолжать работу и Чижевского, и Циолковского, и других наших гениев. Также у нас много выставочной работы, много популяризаторской работы.

Дом-музей Александра Леонидовича Чижевского – это не только место сохранения и экспонирования артефактов, это культурная площадка города. У нас проходит много мероприятий научной, патриотической направленности. Звучит много музыки, потому что у нас есть гостиная Чижевских – это зал с потрясающей акустикой. У Чижевских был кабинетный рояль, скрипка. Музицировал и сам Чижевский, была прекрасной исполнительницей и Ольга Васильевна. Так что мы продолжаем традиции дома Чижевских. 

Дом-музей Александра Леонидовича Чижевского принимает участие во Всероссийских акциях: Ночь музеев, Ночь кино, Библионочь, Ночь географии, Ночь науки. Мы всегда делаем большую, интересную, разноплановую программу. И обязательно у нас звучит музыка – народные коллективы, рок-группы, джаз, классическая музыка. 

Кроме экскурсионной и выставочной деятельности, у нас проходит до нескольких десятков самых разных мероприятий. Мы устраиваем для молодежи встречи с интересными людьми, проводим брэйн-ринги. У нас есть потрясающий проект: наука для самых маленьких, научные сказки для малышей. Мы стараемся охватить аудиторию от мала до велика. 

Что бы нам хотелось? Конечно же, большей известности о музее. Калуга – космический город, но люди знают в первую очередь о Циолковском. Наша задача поднять имя Александра Леонидовича Чижевского на достойную этого имени высоту.

 А чем является работа в музее лично для вас?

— Это моя жизнь, я живу музеем, это самое интересное, что есть у меня. Потрясающая личность Чижевского, еще не до конца изученная, его наследие, документы, архивы – все это еще не до конца исследовано. Все время открывается что-то новое, что-то интересное – то, что еще не введено в научный оборот. 

Работа в музее – это не только работа с наследием Чижевского и не только музейная педагогика. Это еще большое количество публикаций в журналах, научных конференций, круглых столов и других мероприятий. Музейная работа позволяет встретить на этих конференциях ученых, академиков, художников, журналистов, пообщаться с ними. Ведь, как говорил Сент-Экзюпери, «самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения». А когда встреченный тобой человек интересен, умен и является значимой личностью, то это очень наполняет тебя. Поэтому музейная работа сама по себе очень интересная. В ней я нашла себя, это мое место на планете. 

География:
Россия
Поделиться: