«Машенька» в театре им. Моссовета: «За все надо платить. Я заплатил в полной мере за свое одиночество»
Впервые пьесу Александра Афиногенова поставили в марте 1941 года на сцене Театра Моссовета. В спектакле были задействованы Вера Марецкая, Евсей Любимов-Ланской, Этель Марголина, Василий Ванин. Спустя 84 года на сцене «Под крышей» вновь премьера. Идея взять пьесу из репертуара театра прошлых лет принадлежит Андрею Кончаловскому. Выбор режиссера Евгении Тикиджи-Хамбурьян пал именно на «Машеньку».
Жизнь профессора Окаемова (народный артист России Александр Голобородько, Евгений Данчевский) была размерена и предсказуема, но ровно до тех пор, пока на пороге его дома вдруг не объявилась внучка Маша. Девчонке уже 15 лет, папка умер, а мамка нашла нового мужа. И вот она, гонимая из дома пронзительным чувством одиночества, приезжает к деду. Два одиноких внутри человека встречаются вдруг. Одна – наивная, открытая, второй – наоборот, кажется, окружил свою душу прочным и плотным «панцирем», надеясь таким образом спастись от новых душевных ран. Смогут ли эти чужие друг другу люди стать родными? Удастся ли преодолеть тотальное недоверие и самих себя через ожоги прошлого?
Это спектакль о том, как на самом деле взрослые заботятся о детях. В центре внимания проблема, которая и сегодня остро звучит во многих семьях, — родители нередко игнорируют желания своих детей, считая, что им наверняка известно, как лучше, и что должно быть так, а не иначе. Но думают ли мамы, папы, бабушки и дедушки о том, что на самом деле чувствует ребенок?
«Машенька» — это про любовь, искреннюю, бескорыстную, в чем-то даже самоотверженную. Насколько изменились семейные ценности за 80 лет? Может быть, удивительно, но оказывается, порядочность и нравственность – такие важные и фундаментальные понятия, к которым, казалось бы, стремится каждый образованный человек, оказываются порой большой редкостью.
Окаемов – человек с хорошим образованием, но, похоже, книги интересуют его намного больше, чем люди. Но постепенно Машенька (Ксения Комарова, Юлия Бурова) становится для него самым важным, что есть у него в жизни. И вдруг приезжает мать, которая хочет забрать девочку обратно и говорит в слезах: «Маша – единственное, что осталось у меня в жизни!»
Совершенно невероятные актерские работы, здесь даже каждая эпизодическая роль достойна внимания. Артисты создали свои уникальные и в то же время такие обобщающие образы. Режиссер Евгения Тикиджи-Хамбурьян придерживается советской эпохи на сцене, но при этом спектакль очень современный, с надрывом. Без слез не взглянешь, но это тот самый случай, когда стоит позволить себе наплакаться от души и хорошенечко задуматься…