«Одесская история»: кто был прототипом Володи Патрикеева из фильма «Зеленый фургон»?
Фильм «Зеленый фургон» должен был стать режиссерским дебютом Владимира Высоцкого, Одесская киностудия запустила производство картины в мае 1980 года. Однако, по словам историка кино Александра Шпагина, Высоцкий от работы отказался, предчувствуя скорый уход из жизни. После его смерти сценарий два года пролежал на студии. В итоге за историю о бравой советской милиции времен Гражданской войны взялся режиссер и коренной одессит Александр Павловский.
Смотрите приключенческий фильм «Зеленый фургон» на телеканале «МИР» 23 мая в 07:30 и 24 мая в 10:10.
Сценарий фильма был написан Игорем Шевцовым по одноименной повести Александра Козачинского, которая вышла в конце тридцатых годов и сразу стала популярной. Впервые эту повесть экранизировал режиссер Генри Габай в 1959 году, но лента не имела долгой судьбы, а сам Габай впоследствии эмигрировал в Израиль.
Режиссер Александр Павловский суровых вестернов не снимал, предпочитал легкое и ироничное кино, а также любил работать в жанре музыкальной комедии. В переработанном сценарии Шевцова на первый план выходят приключения и юмор.
«Авторы учитывали параметры сложившегося мифа о Гражданской войне, — говорил в интервью телеканалу «МИР» Александр Шпагин. — Это веселуха и карнавал. Такая история сложилась со времен «Неуловимых мстителей» и «Опасных гастролей», с «Короны Российской империи, или Снова неуловимых». Сколько можно всего было в этом жанре «наворотить» и «наприключенить».
Главными героями «Зеленого фургона» являются ставший сыщиком бывший гимназист Владимир Патрикеев и конокрад Красавчик. Важно сказать, что сам Александр Козачинский в молодости успел побывать не только инспектором одесского уголовного розыска, но и главарем банды налетчиков. А еще будущий советский писатель и журналист с детства бредил историями о Шерлоке Холмсе и играл за одесскую футбольную команду «Черное море» на позиции голкипера.
Преступная карьера Козачинского началась с дружбы (на тот момент его повысили до инспектора угрозыска) с дезертиром-уголовником, который пригнал в качестве взятки милицейскому начальству зеленый фургон с зерном. Вскоре сообщники сколотили банду, совершали налеты на банки, дома состоятельных граждан и поезда. В составе организованной преступной группы были не только рядовые уголовники, но и белогвардейские офицеры, а также немецкие колонисты. В селе, где скрывались налетчики, авторитет у Козачинского был непререкаемый, а популярность среди представительниц слабого пола и вовсе зашкаливала.
«Это был один из самых успешных бандитов в Одессе, отлично взаимодействовал с народом. Его действительно звали Красавчик», — подчеркивает Шпагин.
Собственно, прототипом Красавчика, как и Володи Патрикеева, был сам Александр Козачинский. Герои — две стороны авторской личности. Впрочем, многие исследователи литературы считают, что прототипом юного сыщика Володи Патрикеева послужил еще один одессит — писатель Евгений Петров (настоящая фамилия — Катаев). Перед тем как стать соавтором «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка», Петров служил в уголовном розыске, сам активно ходил по «малинам» и имел большую агентурную сеть, поэтому фабула истории вполне могла быть основана на его богатом опыте оперативной работы.
Согласно легенде, именно Петрову поручили ловить криминального авторитета Красавчика. И Евгений, как всегда, выполнил дело. Козачинского-Красавчика приговорили к высшей мере наказания, но от расстрела его спас все тот же Петров, добившийся существенного смягчения приговора. Вот такая запутанная одесская история.
Конечно, актеры для такого фильма должны были быть соответствующими: отчаянные парни, азартные и притягательные. На роль конокрада Красавчика Павловский рассматривал Николая Караченцова, но потом увидел на экране Александра Соловьева в фильме «Адам женится на Еве». Тогда режиссер понял, что этот человек — «вихрь». На талант Дмитрия Харатьяна Павловский обратил внимание в фильме «Розыгрыш» (1972), который стал полнометражным режиссерским дебютом Владимира Меньшова. В начале восьмидесятых Харатьян уже был восходящей звездой отечественного кинематографа.
Кстати, «Зеленый фургон» случился в жизни режиссера Александра Павловского не просто так. В этом режиссер был убежден на все сто процентов, о чем в 2013 году рассказал в интервью телеканалу «МИР».
«Много лет спустя я прочитал в газете биографию Александра Козачинского, — вспоминал Павловский. — Первые годы он жил в Киеве, а потом вместе с мамой переехал в Одессу. И дальше я читаю о том, что они поселились на улице Базарной в доме №1. И мне стало плохо. Потому что дом №1/3 — это гнездо, из которого выпорхнули все Павловские. Я представил, как мой дед играл с Козачинским в футбол. Все это мистика. И все не так просто».