Трагедия Фрунзика Мкртчяна: несчастливая судьба гениального комика
Фрунзик Мкртчян для миллиона советских зрителей казался олицетворением абсолютного успеха. А в Армении его считали настоящим национальным героем. Перед ним открывались двери самых высоких кабинетов, но он редко просил за себя, чаще — за других. Однако никто не знал: знаменитый актер и жил, и работал в театре, и снимался в состоянии жесточайшей депрессии. Смерть жены, болезнь сына и гибель близких друзей — еще больше подкосили его состояние. Четвертого июля исполняется 95 лет со дня рождения актера театра и кино, народного артиста Армянской ССР, народного артиста СССР Фрунзика Мкртчяна. MIR24.TV вспоминает о личной трагедии актера и о том, как вместе с его очаровательными персонажами смеялась вся страна.
Человек по имени Солнце
Фрунзик Мушегович Мкртчян родился в Армении, в городе Гюмри (в прошлом Ленинакан), в 1930 году. У артиста было два имени. Названный в честь героя гражданской войны Михаила Васильевича Фрунзе, а его первое и домашнее имя было — Мгер, что означает Солнце. Родители работали на текстильном комбинате: отец Мушег — табельщиком, мать Санам — посудомойкой в заводской столовой. У Фрунзика даже было два паспорта. В одном было написано «Мгер Мкртчян». В другом — «Фрунзе Мкртчян». Вторым документом, который ему сделали друзья, он очень гордился. Но ни тем, ни другим почти никогда не пользовался.
С детства Фрунзик проявлял интерес к искусству. В 15 лет он устроился помощником киномеханика и понял, что счастье где-то рядом. Киномеханик и отвел парня в театральную студию. Для родных, соседей и местной детворы мальчик устраивал импровизированные представления. Когда же несуразный мальчик с большим носом впервые вышел на сцену, то зал взорвался от хохота. Фрунзик сначала расстроился, а потом понял: не каждому дан талант смешить. Позже начал учиться в студии Ленинаканского театра имени А. Мравяна, а в 1947-м стал актером труппы.
Театральная жизнь: от царя Гвидона до Сирано де Бержерака
В 1956 году Фрунзик окончил Ереванский театрально-художественный институт (сегодня Ереванский государственный институт театра и кино) и был принят в труппу Академического театра имени Габриэла Сундукяна в Ереване. Он с легкостью завоевывал зал шармом и обаянием — мог выходить на сцену и молчать, а публика пребывала в восторге. За годы работы Мкртчян сыграл почти весь классический репертуар — от царя Гвидона до Сирано де Бержерака.
Армен Джигарханян рассказывал: «Впервые Фрунзика я увидел не в кино, а на сцене. В середине 1950-х он уже был популярен. Народ ходил в Театр имени Сундукяна специально «на Фрунзика». И действительно, глядя на его сценическое существование, ты понимал, что он — Артист с большой буквы. Есть такие Богом поцелованные натуры, которые сразу рождаются артистами. Тайны мастерства у них в крови».
Он часто совмещал комедию и трагедию в своих образах, что делало их более глубокими и сложными. Одной из ярких трагических ролей Фрунзика в театре была роль Эзопа в одноименной пьесе Гиви Саркисяна. Его персонажи в спектаклях по пьесам Шекспира, например, «Отелло», включали в себя трагические элементы.
Параллельно с актерской деятельностью Фрунзик выступал и как театральный режиссер. Он с успехом ставил спектакли на родине и за рубежом. В девяностых Мкртчян, 35 лет прослужив в театре имени Сандукяна, решил покинуть эту сцену — актера обидело решение коллектива, избравшего главным режиссером не его, отдавшего этому театру большую часть жизни, а Хорена Абрамяна.
Артист взялся за создание собственного детища, получившего название Ереванского театра имени Мгера Мкртчяна. И в 1986 году в Ереване основал собственный театр. К открытию был поставлен спектакль «Жена пекаря» Марселя Паньоля, где Фрунзик Мкртчян исполнил главную роль Анабеля Кастанье.
Романтичный артист с комедийным талантом и грустными глазами
В пятидесятых был дебют начинающего актера в кино — в небольшом эпизоде в фильме Александра Роу «Тайна озера Севан». А полноценный дебют на киноэкране состоялся в 1960 году — в роли музыканта Арсена в фильме Генриха Маляна и Генриха Маркаряна «Парни музкоманды» (1960 год). Следующей работы в кино Мкртчяну пришлось ждать пять лет: в 1965 году он сыграл профессора Берга в комедии «Тридцать три» режиссера Георгия Данелии.
Позже работой Мкртчяна в кино стало участие в фильме Ролана Быкова «Айболит-66». В эту картину он попал благодаря протекции актера и режиссера Фрунзе Довлатяна, который предложил Быкову попробовать Мкртчяна на роль одного из разбойников. Актер ее получил, и вскоре Мкртчян вместе с Алексеем Смирновым и Роланом Быковым попал в яркую и эксцентрическую троицу разбойников, которая сразу завоевала симпатии зрителей после выхода на экраны в 1966 году.
Тогда же на больших экранах страны появилась кинокомедия «Кавказская пленница, или Новый приключения Шурика» Леонида Гайдая. Зрители сразу полюбили Фрунзе в роли Джабраила — дяди главной героини. Интересно, что роль жены Джабраила тогда воплотила на экране вторая супруга артиста Донара. После выхода этого фильма Фрунзик стал одним из самых востребованных комедийных актеров страны.
«Знаю, что люди меня любят. Думаю потому, что я тоже их всех очень люблю. Каждого по отдельности», — сказал однажды Фрунзе Мкртчян.
Фильм Георгия Данелии «Мимино», где Мкртчян с Вахтангом Кикабидзе сыграли в дуэте, привнес новый виток популярности. Романтичного артиста с комедийным талантом и грустными глазами любили все без исключения. Фрунзик постоянно импровизировал на съемочной площадке и во время озвучивания. Он придумывал реплики для своих героев. Так было и на съемках «Мимино»: «Я так хохотался!», «Ты и она — не две пары в сапоге», «Я вам один умный вещь скажу, но только вы не обижайтесь», — все эти фразы придумал сам актер, а сцена в суде практически полностью была его импровизацией.
В конце 70-х на экраны вышел и другой знаковый фильм актера. Мкртчян снялся в драме Аллы Суриковой «Суета сует». А в 1967 году зрители увидели фильм «Треугольник», за участие в котором в 1975 году актер был награжден Государственной премией Армянской ССР.
«Был год, когда я снимался сразу в пяти фильмах. Драматическая судьба старого крестьянина Апро из «Наапета», роль которого была написана специально для меня, уносила на съемки высоко в горы, откуда я стремительно возвращался в снежную суровую зиму Москвы, снимаясь в «Мимино». Затем врывался в цветущие субтропики Сухуми, играя главную роль в классической трагикомедии «Багдасар разводится с женой». А из солнечного края попадал в промозглость размытых тающим снегом и дождями дорог, по которым герой фильма «Солдат и слон» Арминак Гаспарян вел в канун Победы из далекой Германии слона, похищенного фашистами из зоопарка. Потом я снова возвращался в Армению, на съемки «Каменной долины», и был счастлив, когда успевал в короткие перерывы между перелетами сыграть на сцене ростановского романтика Сирано де Бержерака. Наверное, это обычное состояние актера, который снимается в кино, — перелеты, переезды, работа, поиск нового, который никогда не надоест, никогда не потеряет своей волнующей праздничности», — рассказывал Фрунзик Мкртчян.
Актер также снимался в фильмах «Солдат и слон» (1977 год) Дмитрия Кесаянца, «Приключения Али-Бабы и сорока разбойников» (1979 год) Латифа Файзиева и Умеша Мехры, «Одиноким предоставляется общежитие» (1983 год) Самсона Самсонова и другие. Мкртчян также играл в картинах своего младшего брата режиссера Альберта Мкртчяна «Каменная долина» (1977 год), «Крупный выигрыш» (1980 год), «Песнь прошедших дней» (1982 год) и «Танго нашего детства» (1984 год).
Будучи актером с широким драматическим диапазоном, сам Фрунзик признавался, что предпочитает жанр комедии, а среди актеров однозначно выбирал Чарли Чаплина.
«Я очень уважаю всех первопроходцев киногротеска. Они были тем, кем стал Гагарин в космонавтике. Только я лично никого не могу поставить в один ряд с Чаплиным… Чаплин для меня, как Бах в музыке — учитель человечества. Подобно тому, как жизнь кишит сюрпризами, так и Чаплин не переставал меня удивлять. Однажды московское телевидение снимало обо мне документальный фильм. Начинался он кадрами, где маленький мальчик смотрит в кинотеатре фильм с Чаплином и загорается желанием сыграть в кино. Это была чистая правда. Я стал комиком, потому что мечтал об этом с детства», — писал Фрунзик Мкртчян.
«Я, вероятно, скорее Белый клоун»
Отец был против актерства. Но успел увидеть сына на сцене — в клубе текстильного комбината. Вернувшись домой, он молча подошел к Фрунзику, снял ботинки и упал к его ногам. Принял выбор сына. Только о популярности не узнал — умер в 51 год. Мать застала первый успех Фрунзика, но вскоре тоже ушла в другой мир.
Личная жизнь Фрунзика сложилась трагично. Фрунзик Мкртчян был трижды женат. Первый брак с сокурсницей Кнарой быстро закончился разводом. В середине пятидесятых он познакомился с Донарой Пилосян. Супруги прожили вместе 15 лет, Донара родила актеру двух детей: дочь Нунэ и сына Вазгена.
Друг Фрунзика Мкртчяна художник Георгий Тер-Ованесов в интервью рассказывал, что беды в семье начались с той поры, как неожиданно тяжело заболела жена. Психическое расстройство, связанное с нарушением эндокринной системы, не позволило ей работать:
«Дома творился ад. Жена металась из угла в угол, на почве тихого помешательства ревнуя мужа к каждой женщине, увиденной вместе с ним на экране. Пришлось поместить Донару в психиатрическую клинику во Франции — без права выхода оттуда. Та же болезнь передалась и его сыну Вазгену. Перепробовав все средства местной медицины, Фрунзе вынужден был повезти его в Париж. Но и тамошние медицинские светила сделать ничего не смогли. Высокого, красивого мальчика отправили в ту же психиатричку, в которой лежала мать. Болезнь с каждым днем прогрессировала. Встречаясь иногда в коридорах, мать и сын даже не узнавали друг друга. Вазген скончался в 2003 году».
Эти проблемы в какой-то момент отразились и на его карьере — наступил перерыв в значимых ролях и крупных проектах.
Личная жизнь Фрунзика Мкртчяна ненадолго заиграла светлыми красками, когда тот женился в третий раз — на дочери председателя Союза писателей Армении Тамаре Оганесян. Но и этот брак вскоре распался.
С конца 1980-х Мкртчян уже не снимался. Болезни самых близких людей негативно сказались на его здоровье. А 29 декабря 1993 года остановилось сердце человека, дарившего радость и счастье миллионам людей. Хоронили Фрунзика 31 декабря. Скорбела вся Армения. Чтобы проститься с любимым актером, люди добирались из Гюмри в Ереван, проделывая дорогу в 130 километров — пешком, из-за нехватки топлива.
«Я такой и есть — немножко грустный, хотя и вместе с тем неиссякаемый оптимист. Знаете, в цирке издавна бытуют две традиционные клоунские маски — весельчак Рыжий и грустный Белый. Так вот я, вероятно, скорее Белый клоун. И вообще вопреки мнению многих считаю себя не комедийным актером, а трагиком», — говорил о себе Фрунзик Мкртчян.