Встречают по одежке, а провожают по психотипу: какие факторы влияют на стиль?
В век визуальной культуры мода и стиль давно заняли позицию одной из самых обсуждаемых тем. Глянцевые журналы, телешоу, контент блогеров — везде можно найти советы, как правильно сочетать предметы гардероба, цвета и аксессуары. Влияет ли наше эмоциональное состояние на выбор образа — в интервью психологов и стилиста MIR24.TV.
Социальная жизнь обязывает человека к определенному дресс-коду на работе, во время посещения музеев, театров, тренажерного зала — и пусть сейчас все больше стирается граница нормы в сторону упрощения и демократизации (уже давно никто не удивляется посетителям в джинсах в музее или в зале консерватории), какие-то общие тенденции все равно остаются неизменными. На деловой встрече не поймут глубокое декольте у женщин и шорты у мужчин, а в вечернем платье и на каблуках явно будет неудобно в походе с рюкзаком за спиной. Здравый смысл сдавать свои позиции в таких вопросах, к счастью, не собирается. Ведь можно самовыражаться, не переступая рамки приличия.
Еще Антуан де Сент-Экзюпери заметил, как внешний вид влияет на одобрение или неодобрение идей. Помните эпизод о турецком астрономе из «Маленького принца»?
«У меня есть серьезные основания полагать, что Маленький принц прилетел с планетки, которая называется «астероид Б-612». Этот астероид был замечен в телескоп лишь один раз, в 1909 году, одним турецким астрономом.
Астроном доложил тогда о своем замечательном открытии на Международном астрономическом конгрессе. Но никто ему не поверил, а все потому, что он был одет по-турецки. Уж такой народ эти взрослые!
К счастью для репутации астероида Б-612, правитель Турции велел своим подданным под страхом смерти носить европейское платье. В 1920 году тот астроном снова доложил о своем открытии. На этот раз он был одет по последней моде — и все с ним согласились».
Конечно, это художественный прием, ирония, тем не менее вполне отражает объективные вещи: как повышается уровень доверия и профессиональной оценки от релевантного обстоятельствам внешнего вида.
На вкус и цвет товарищи есть
Наверняка многие по себе замечали, что с возрастом менялись и предпочтения. Скажем, бывшие панки сейчас чинно носят костюмы и галстуки, а девочки-пацанки с разноцветными волосами и пирсингом давно обрели естественные оттенки и поменяли рваные джинсы на элегантные платья. Резкие перепады настроения подросткового периода наглядно выражаются эпатажностью. Взрослые люди зачастую резко меняют привычный гардероб либо из-за сильных эмоциональных потрясений, либо переходя на новую ступень по карьерной лестнице, либо при смене жизненных приоритетов.
«Стиль одежды действительно тесно связан с психологическими особенностями человека, и это отражается не только в литературе или живописи. Но и подтверждается исследованиями, начиная с известных работ Макса Люшера начиная с 1940-х годов и его книги «Сигналы личности». Так же как и в проективных тестах, в которых предлагается нарисовать образы, человек проецирует свое настроение и мотивы в одежде. Вполне научно будет сказать, что в целом наш темперамент, то есть тип нервной системы, находит свое отражение и в стиле — меланхолики чаще выберут скромные тона, а холерики склонны к броским, экспрессивным образам, и так далее. Цветовая палитра используется и в индивидуальной и групповой диагностике. Лично я скорее склонен трактовать использование того или иного цвета как отражение текущего настроения – от ярких более активных цветов до темных – подавленных. Это зависит от множества других факторов – профессиональная или деловая одежда, или принятый стиль».
Красный — цвет уверенности?
Специалисты, которые занимаются подбором гардероба, тоже замечают влияние темперамента и психотипа на предпочтения клиентов.
«Одежда — это полное отражение внутреннего состояния человека, и при разборе гардероба можно легко угадать темперамент его обладателя. Так, например, у сангвиника обнаружится большое количество ярких вещей разных стилей. И особенность гардероба такого характера в том, что эти вещи бывает сложно соединить между собой, собрав гармоничный образ. У флегматика же наоборот, гардероб будет состоять из классических фасонов нейтральных тонов, и основная задача в этом случае — добавить образам изюминку и характер. Но флегматики редко меняют свой стиль и к новым, чуть более ярким образам, им нужно дольше привыкать, чтобы чувствовать себя в них комфортно».
Стилист считает, что одежда может оказывать психологическую поддержку, и делится наблюдениями, что красный цвет способен помочь подавить волнение при публичных выступлениях: мужчина может надеть красный галстук, а женщине достаточно какой-то детали в образе или только помады этого оттенка.
«При этом восприниматься публикой в такой «броне» он тоже будет более уверенным в себе. С другой стороны, одевшись полностью в серый, вы вряд ли привлечете к себе хоть какое-то внимание – этот вариант выбирают те, кто подсознательно хочет оставаться незамеченным в своей зоне комфорта», — замечает Анна Гладкова.
Запонки как повод для знакомства
О темпераментах уже поговорили, а как ведут представители разных психотипов — экстраверты и интроверты? И как представителям профессий, связанных с коммуникативной сферой, ненавязчиво привлекать внимание деталями своего гардероба?
«Гардероб — это не просто ткани и фасоны, а способ самовыражения и психологической защиты. Интроверты часто выбирают спокойные, нейтральные оттенки и комфортные силуэты. Они предпочитают черные, серые и темно-синие вещи свободного кроя. Это создает своеобразный «защитный кокон», помогающий чувствовать себя невидимым в людных местах. Но если постепенно добавлять в их гардероб несколько ярких аксессуаров, можно использовать их как «переключатель» — надевать, например, на особые мероприятия. Экстраверты, напротив, тяготеют к ярким цветам и необычным деталям. Они используют одежду как инструмент привлечения внимания и начала разговора. Знаю одного успешного PR-менеджера, который коллекционирует необычные галстуки и запонки — они всегда становятся поводом для знакомства на деловых встречах».
Именно поэтому в режимных структурах, как монастыри, армия, колонии, медицинские учреждения существует форма. Чтобы ни в коем случае не отвлекать окружение на разглядывание элементов своего костюма и подчеркнуть принадлежность к сообществу.
Одеждотерапия
Уже много лет популярны фотосессии в костюмах самых разных эпох. Что они дают участникам и стоит ли всерьез ориентироваться на внешний вид человека, пытаясь определить его психологические особенности?
Алексей Михальский советует быть осмотрительными и не судить огульно:
«Не стоит принимать проективные сигналы личности как единственное основание для постановки диагноза, они не могут служить основанием для какого-то постоянного стереотипа о личности. Но и игнорировать их будет ошибкой – мы всегда ориентируемся на то, какие предпочтения у других – будь то выбор блюд, одежды или увлечения. Я слышал о том, что некоторые психологи рекомендуют своим клиентам с депрессией одеваться ярче. Есть термин «enclothed cognition» — познавание через одежду – стиль не только отражает внутреннее состояние, но и меняет его. Например, в работе арт-терапевта творчество может быть инструментом диагностики и одновременно – инструментом изменений. Так же закономерно одежда может повлиять на самочувствие, настроение, поведение. Надев платье в стиле аристократии XIX века, закрепив этот образ на фото или видео и возвращаясь к нему, человек может ощутить уверенность, которую перенесет в реальную жизнь. Насколько надежно и эффективно такая работа корректирует те самые нейронные связи? Это уже другой вопрос…»
Психология моды как специальность
Удалось выяснить, что в одном из вузов даже существовала одно время программа магистратуры «Психология моды и новых медиа». После завершения обучения рисовались перспективы работы в довольно широком спектре креативной индустрии и медиакорпорациях, консалтинговых и маркетинговых агентствах, даже в архитектурных бюро. Как альтернатива — практика психолога-консультанта и имиджмейкера.
«Что касается подготовки по программам психологии моды, они имеют большой смысл для тех, кто хочет развиваться в области социальной психологии, креатива, рекламы, маркетинга – ведь там изучается не только психология цвета и образа, но и анализ рынка, предпочтения покупателей, финансовые аспекты – хорошо, если это такая комплексная подготовка для стилистов, бренд-консультантов, маркетологов», — подводит итоги Алексей Михальский.
Безусловно, в человеке должно быть все прекрасно, включая одежду. Но каждый раз вспоминая бессмертную фразу Антона Чехова, не нужно понимать ее буквально. Прекрасное — это далеко не всегда идеальные черты лица или утонченный гардероб. Просто вторую половину высказывания о прекрасности души и мыслей почему-то предпочитают сейчас замалчивать. А ведь как мы выяснили, все-таки внешнее — это проекция внутреннего.