Хиросима и Нагасаки: пять кадров трагедии
6 августа 1945 года американский бомбардировщик скинул на японский город Хиросима атомную бомбу. 9 августа атомный взрыв уничтожил город Нагасаки. Хронология трагедии и предшествующие ей события — в ключевых исторических кадрах.
Это фото сделано в августе 1945-го. Остров Тиниан в Тихом океане. Американская авиабаза. Жара — под 40 градусов. Улыбчивые парни в шортах готовят ко взлету «Боинг» Б-29. В центре — Пол Уорфилд Тиббетс-младший. Бомбардировщику он дал имя своей матери — «Энола Гэй». Всего через несколько часов эти парни сбросят атомную бомбу на японский город Хиросиму.
«Я горд, что был способен распланировать операцию и привести ее в исполнение так безукоризненно, как я сделал. Я сплю спокойно каждую ночь», — сказал потом Пол Тибеттс в одном из интервью.
25 июля 1945-го президент Соединенных Штатов Америки Гари Трумэн отдал приказ о ядерной бомбардировке Японии. Документ предписывал нанести удар в любой день «после третьего августа так скоро, как только позволит погода».
«Американские летчики летали и уничтожали мирных жителей в Германии, в Японии. Для них это была работа, они к этому относились спокойно и нормально. Здесь то же самое. Когда они летели, они, правда, не очень представляли, что будет в результате того, что они сбросят бомбу. Но им сказали, что это очень мощные бомбы».
Проводить бомбардировку следовало в абсолютно ясный день. Б-29 мог атаковать и закрытую облаками цель. Но американские высшие военные чины хотели полного визуального контроля над результатами первого боевого применения нового оружия.
6 августа, 2 часа ночи. Экипаж полковника Тиббетса поднимается на борт. Америка рассчитывает одним ударом завершить войну с Японией. Но полковник не знает пункта назначения. Одна из возможных целей — Хиросима.
«Была поставлена задача взорвать примерно до уровня 600 метров над уровнем земли. Задача главным образом была поставлена потому, что такие испытания проводились. Это был самый прогнозируемый эффект».
Комитет по выбору целей собрали еще в начале мая. Ученые, политики, военные. Руководил им министр обороны Генри Стимсон. Консультировал лично физик Роберт Оппенгеймер. К 1 июня секретная группа вынесла свой вердикт.
Наметили 4 крупных города: Киото, Хиросиму, Ниигату и Кокуру. Последний — с населением больше миллиона человек был основной мишенью. Киото в последний момент вычеркнул из списка сам Стимсон – он когда-то провел там прекрасный медовый месяц. 6 августа 1945 года небо над Кокурой и Нагаски оказалось затянуто облаками. Тиббетс докладывает – отличная видимость над Хиросимой.
«Японцы же обнаружили, что группа летит, но они их приняли за группу разведчиков, потому что стандартный американский налет это сотни самолетов в воздухе. Тогда работает ПВО. Тогда всем жителям говорят укрыться в убежищах. Тогда попытка зенитной обороны. А здесь они увидели там четыре-пять самолетов — ну и ладно. Пусть летают, посмотрим. Не надо тратить системы зениток. И поэтому никто не прятался», — говорит Дмитрий Солонников.
8 часов 15 минут 17 секунд. Атомная бомба отделяется от «Энолы Гэй». Взрыв раздается через 42 секунды.
Атомную бомбу, которую американские летчики сбросили на японский город Хиросима, создатели назвали ласково – «Малыш». Вес – три с половиной тонны, длина – три метра, диаметр — всего 70 сантиметров. Бомба, предназначенная для Нагасаки, была шире в диаметре и получила имя «Толстяк». Вице-адмиралу Уильяму Пернеллу хватило места на боках «Толстяка», чтобы написать: «Второй поцелуй для Хирохито». Так звали императора, который не сдался после первого ядерного удара.
Работа над созданием атомной бомбы началась в Америке еще при президенте Рузвельте, но тот скончался. Всего за 3 месяца до испытаний овальный кабинет занял Гарри Трумэн. Он получил почти готовые бомбы «в наследство». Третью назвали «гаджет». В русском переводе – «штучка». Ее испытали 16 июля 1945 года в штате Нью-Мексико на полигоне Аламогордо. Это был первый на земле рукотворный ядерный взрыв.
Сброшенный на Нагасаки «Толстяк» был, по сути, братом-близнецом «Штучки». Его мощность около 20 килотонн. В «Малыше» примерно — 15 в тротиловом эквиваленте.
«Бомба Толстяк — сферическая бомба. Где плутоний! Он мог при любой массе начать цепную реакцию. Там был абсолютно неуправляемый материал, он более мощный. И создать такую схему, разделить заряд на две части и где-то соединить — было невозможно. Придумали схему сферы, где возможность соприкосновения различных элементов и слоев плутония осуществлялась за счет волн сжатия», — рассказывает Константин Иванов.
26 июля 1945 года на крейсере «Индианополис» на остров Тиниан доставили урановый заряд для «Малыша». К тому времени японский флот был уничтожен практически полностью, морской путь казался надежнее воздушного.
«Было установлено два взрывателя. Это первый, который работает по времени, и второй, который работает по изменению давления. И сложность состояла в том, чтобы обеспечить нормальную транспортировку ядерной бомбы, ядерного боеприпаса до места применения. И в этот момент не должна начаться цепная реакция. То есть не должно накопиться вещество в рамках критической массы», — говорит Константин Иванов.
По иронии судьбы на обратном пути «Индианополис» был потоплен одной из немногих уцелевших японских подводных лодок. «Толстяка» везли уже самолетом.
Известно, что в момент взрыва в Хиросиме остановились почти все часы. От тепловой и ударной волны. Стрелки замерли, когда показывали 8 часов 15 минут. Внутри механизмов шестеренки просто слиплись, как будто были сделаны из пластилина. У многих в буквальном смысле «потекли» стекла. А ведь температура плавления стекла – от 1000 градусов по Цельсию. Что же произошло с человеком, в жилетном или брючном кармане которого лежали вот эти часы?
В Хиросиме сгорело все живое в радиусе 250 метров от эпицентра взрыва. Около 70 000 человек превратились в пепел. Погибли 90% горожан, находившихся в километре от взрыва. В радиусе двух километров вспыхнуло все, что могло гореть. Радиационное излучение накрыло все в радиусе трех с половиной километров.
«Пьер и Мария Кюри оба не знали ничего и открыто работали с открытыми источниками, генерирующими излучения с радио. Симптоматика их заболеваний вполне укладывается в понятие хронической лучевой болезни. А у Пьера Кюри были местные локальные поражения кожи».
Ученые не придавали радиоактивности серьезного значения на протяжении полувека. Пока в 1938 году в ходе эксперимента по бомбардировке ядер урана нейтронами не было сделано изменившее мир открытие.
«Первоначальная идея человечества и физиков состояла в том, чтобы получить самую мощную энергию. Проведены были расчеты минимальной массы этого вещества. Выяснилось, что есть такое понятие, как критическая масса, с нее начинается процесс цепной реакции. То есть надо достичь вот этой критической массы. Что касается военного применения, то это началось, наверное, сразу после 1939-го года», — рассказывает Константин Иванов.
Первая в мире атомная бомба могла быть создана в нацистской Германии. Там запустили свой Урановый проект в 1939-ом. У немцев была очень сильная школа ядерной физики. Но не все ученые хотели сотрудничать с Гитлером.
«Но в связи с идеологией, политикой нацистского режима очень многие уехали. И это, конечно, подорвало основы проекта. Да, остался Гейзенберг, который был локомотивом и идеологом в Германии, и ядерного проекта, и он над этим работал. Но одного Гейзенберга, конечно, было недостаточно, хотя это был, безусловно, гений. А дальше вопрос денег. Ну, Германия очень быстро стала воюющей страной, и в Германии очень быстро весь бюджет шел на войну, на войну ушли люди, на войну ушли деньги», — говорит Дмитрий Солонников.
Над урановым проектом работало около 60 ученых. Им не хватало не только экспериментального оборудования и ресурсов. Сырье для производства атомной бомбы приходилось искать по всему миру.
«В Германии не было собственных запасов урановой руды, что тоже, в общем-то, сказалось на эффективности некоторых работ, поскольку Германия находилась в очень сложных политических отношениях со многими странами и вела себя очень агрессивно, и, в общем-то, на такое сотрудничество им надеяться не приходилось. Ну и все-таки, когда перешли к стадии промышленной реализации, требовалось привлечение и людей, и технических средств, и промышленности. Началась фаза завершения Великой Отечественной или Второй мировой войны. И, наверное, это тоже существенный фактор, который нельзя не учитывать», — рассказывает Константин Иванов.
Американский атомный проект 13 августа 1942 года получил название Манхеттенский. В разработке было задействовано около 130 тысяч человек.
«Нобелевских лауреатов — 12 человек, просто физиков — несколько сотен людей, которые занимаются математическим подсчетами, обработкой — тоже тысячи Для ученых и инженеров был построен целый город в штате Нью-Мехико. Большинство сотрудников не знали, над чем работают. Держать их в неведении оказалось легче, чем разведку Советского Союза, у которой все ресурсы шли на победу в Великой Отечественной», — говорит Дмитрий Солонников.
«В Службе внешней разведки был отдел технической разведки, ее возглавлял в то время Карасик. И впервые он обратил внимание на то, что с какого-то определенного момента пропали все публикации по ядерной тематике в англоязычной литературе. Это насторожило, хотя никаких данных не было, и впоследствии советская разведка совершенно однозначно пришла к выводу, что в этой лаборатории проводятся работы по созданию ядерного оружия. И задача состояла в том, чтобы украсть у американцев схемы и чертежи ядерной бомбы», — рассказывает Константин Иванов.
Финиш ядерной гонки, по задумке американцев, должен был увидеть весь мир. Демонстрация произошла в 600 метрах над Хиросимой. На месте «Малыша» образовался раскаленный огненный шар. Его вспышка была жарче, чем поверхность солнца.
«Мы можем говорить, какая температура на солнце, но исследования конкретных приборов и влияния сейчас невозможно сделать. Поэтому все, что находилось в эпицентре, сгорело. Все, что находилось вблизи трех-пяти километров, было разрушено взрывной волной. Взрывная волна была мощная, очень мощная, мощнейшее излучение», — говорит Константин Иванов.
Скорость взрывной волны достигала 400 метров в секунду. «Ветер-убийца» уничтожил 90% построек в Хиросиме. Огненный смерч охватил территорию в 10 квадратных километров. В Нагасаки – чуть меньше. «Прикрыли» горы.
Актриса Мидори Нака в августе 1945-го приехала в Хиросиму на гастроли. Дом, который снимали артисты, находился в 650 метрах от эпицентра. Из 16 человек 13 умерли мгновенно. Мидори в момент взрыва была на кухне – готовила завтрак. И это, казалось, ее спасло. Придя в себя, девушка обнаружила, что вся одежда на ней сгорела, но сама она практически не пострадала. Однако 28 августа, спустя 18 дней, тело Мидори покрылось язвами — и она умерла. Мидори Нака стала первым человеком в мире, причиной смерти которого официально указана лучевая болезнь.
Первыми на помощь раненым пришли военные. Пострадавшие были сильно обожжены, кожа буквально свисала лохмотьями. Ожоги обрабатывали тем, что было под рукой — рапсовым маслом. Канистры брали прямо в разрушенных закусочных.
«С чем столкнулись японские врачи, так это с полным непониманием картины. С таким масштабом они никогда не сталкивались, во-первых. Во-вторых, комбинированных поражений никогда у них не было, о них никто не знал. Этот термин как раз и появился в связи с бомбардировкой Японии. И в-третьих, они не понимали, почему те, кто выжил, вдруг начинают снова умирать», — рассказывает Александр Иванченко.
Жалобы многих были схожи: кожа покрывалась пурпурными пятнами. Язык приобретал фиолетовый оттенок, позже из уже подживших ожогов начинала сочиться плазма. К концу третьей недели 70% пациентов погибли. От лучевой болезни.
«Очень большое количество смертей произошло в первые дни недели, может быть, даже и месяц. По крайней мере, при взрыве бомбы «Малыш». Точную цифру погибших высчитать трудно. Их было от 80 до 100000. А вот последствия облучения были до конца 1945-го года. Взрыв был 6 августа, после нескольких месяцев до конца года порядка 250 000 человек погибло от излучения», — рассказывает Константин Иванов.
Больных лечили симптоматически. Принимали облучение за отравление, тепловой удар или инфекцию. Мидори Нака, благодаря своей известности, смогла добраться до Токио. Но и там не знали, как радиация убивает.
«Первое, что нужно делать, это переместить больного в систему профилактического режима ведения этого больного. Это совокупность организационных, физических, химических, каких угодно средств, препятствующих не кровным телам. Значит, нужно спасать пациента от собственной микрофлоры, которая живет в кишечнике, во рту, в легком, на коже. Это должна быть стерильная пища. Особый характер поведения медицинского персонала, который должен к нему заходить стерильным. В постоянно облучаемом ультрафиолетом боксе и так далее. Вот такого рода ведение больных — залог значительной части успешного ведения этого пациента», — говорит Александр Иванченко.
Тех, кто пережил атомную бомбардировку в Японии, называют «хибакуся». Эти люди дали науке печальную статистику. Через 12 лет у многих выявили рак крови, еще через 10 «хибакуся» стали умирать от онкологии внутренних органов.
Гарри Трумэн, Уинстон Черчилль и Иосиф Сталин в Потсдаме, предместье недавно взятого Берлина. Встреча победителей. Очевидцы рассказывали, что после дневной конференции Трумэн как будто между делом сообщил Сталину, что Соединенные Штаты испытали новое оружие невероятной разрушительной силы. Иосиф Виссарионович, по свидетельству тех же очевидцев, благодушно кивнул и не задал ни одного вопроса. Но – очевидно — все понял. Это была первая в истории попытка ядерного шантажа.
Америка официально не участвовала во Второй мировой войне до 7 декабря 1941 года – до налета японской авиации на военно-морскую базу США Перл Харбор.
«Это большая конспирологическая теория, которая во многом зиждется на том, что Рузвельт хотел вступления США в войну. Он знал о готовящихся провокациях в Перл-Харбор и специально не предпринял ничего, чтобы Япония нанесла удар для того, чтобы иметь возможность вступить полноценно в войну. Есть такая версия. Так или нет, мы, конечно, не знаем и не узнаем никогда. Но то, что для Рузвельта было важно полноценное вступление в военные действия, тогда, это правда. Конечно, он считал, что Америка должна воевать, она должна быть в числе стран-победительниц», — рассказывает Дмитрий Солонников.
От начала работы «Манхеттенского проекта» до первого испытания на людях прошло три года. Главной задачей было объявлено – положить конец Второй мировой войне.
«Бомбардировка произошла бы в любом случае. Бомбу делали не для того, чтобы ее показывать на Выставке достижений народного хозяйства. И победа в этой войне должна была произойти. И оружие делалось для этого», — говорит эксперт.
Японский император Хирохито отказался складывать оружие. Его флот был практически уничтожен, авиация проигрывала американской. Но оставалась полуторамиллионная армия.
«У Японии была концепция, что они нанесут американцам неприемлемые потери. Будет большой удар по американским вооруженным силам. Там сотни, тысячи, миллионы убитых. Америка психологически этого не выдержит. И после этого будет заключен более или менее приемлемый договор о капитуляции», — говорит политолог.
В своих воспоминаниях Трумэн уверял, что если бы не ядерная бомбардировка, погибли бы полмиллиона американских солдат. И 6 августа бомбит Хиросиму. 9 августа 1945 года Сталин открывает Дальневосточный фронт. В тот же день на Нагасаки сбрасывают «Толстяка». Похоже на предупреждение уже не только японцам, но и союзникам.
«Изначально проект разделения Японии после ее капитуляции предполагал и советскую зону оккупации. Хоккайдо должен был входить под Советский Союз. Ну, и все уже понятно, что летом 1945 года нас начали выбрасывать из стана победителей, и до этого не дошло. Но, в общем, проект был такой — не только возвращение Курильских островов и Южного Сахалина, но и советской зоны оккупации в виде острова Хоккайдо, а дальше установление там коммунистической партии», — рассказывает Дмитрий Солонников.
Спустя два дня после бомбардировки Нагасаки Япония сдалась. Еще через 20 дней капитуляцию официально принял на борту линкора Миссури генерал армии США Дуглас Макартур.
Общее число жертв бомбардировки Соединенными Штатами Америки японских городов — свыше 450 тыс. человек. Еще 183 519 человек всю жизнь страдали от последствий лучевой болезни. На сегодняшний день, по официальным данным, ядерным оружием в мире обладают 9 государств.