on air preview
Прямой эфир
КУЛЬТУРА

Назад в СССР. Советская эстрада

15/08/2025 — 19:19

Современная эстрада в последние годы наполнилась «выходцами из Интернета». На сцене оказались люди, которым хоть и незнакома нотная грамота, зато их аккаунты на разных онлайн-площадках собирают миллионы подписчиков. Какими были популярные певцы раньше — рассказал музыковед MIR24.TV.

17 августа в 10.10 на телеканале «МИР» состоится показ сериала «Магомаев». У московского памятника известному певцу на пересечении Вознесенского и Елисеевского переулков, как раз напротив «дома народных артистов», где он жил со своей супругой Тамарой Синявской, всегда много цветов. Монумент, созданный скульптором Александром Рукавишниковым, появился у входа в скверик при посольстве Азербайджана в 2011 году — очень символично, ведь «советский Элвис» родился в Баку. Прежде чем «забронзоветь», музыкант при жизни прошел длинный, трудный но блистательный путь, описанный биографами уже не раз и не два. Но ведь многие коллеги Муслима Магометовича тоже достойны, чтобы их помнили.

Валерия Лосевичева
Редактор I категории Самарского академического театра оперы и балета имени Д. Д. Шостаковича, лектор-искусствовед (музыковед) Тольяттинской государственной филармонии

«В 1960-1970-е годы советская эстрада переживала свой «золотой век». На сцене блистали Юрий Гуляев, Эдита Пьеха, Иосиф Кобзон, Майя Кристалинская, Лев Лещенко — исполнители, для которых песня была не просто развлечением, а художественным высказыванием. В это время популярная музыка отличалась высоким качеством: за ней стояли композиторы академического уровня, поэты с глубоким чувством слова, а сами артисты проходили серьезную школу вокала и сценической культуры».

Молодому поколению наверняка совсем не знаком старший современник Муслима Магомаева — Юрий Гуляев, народный артист СССР, хотя его записи сейчас при желании можно тоже обнаружить в интернете.

«Знаете, каким он парнем был»

«Он сказал: «Поехали!» — и махнул рукой», — самая известная строчка из песни «Знаете, каким он парнем был» о первом в мире космонавте из цикла «Созвездие Гагарина», который Александра Пахмутова и Николай Добронравов создали в 1968-1971 годах уже после гибели Юрия Алексеевича. Творческая чета была с ним лично знакома, и вся боль от вести о катастрофе под Киржачом во Владимирской области выразилась в их музыке и стихах. Юрий Гуляев исполнил песни о своем героическом тезке: они «пошли в народ». И таких композиций очень много.

Певец родился в 1930 году в Тюмени. После Великой Отечественной войны получил крепкое музыкальное образование на вокальном факультете Уральской государственной консерватории, которая ныне носит имя Модеста Петровича Мусоргского, в Свердловске (современный Екатеринбург). Уже в студенческие годы исполнял на сцене оперного театра баритоновые партии Жермона в «Травиате» Верди и Валентина в «Фаусте» Гуно. Талантливого выпускника заметили и пригласили в Донецк, где ему доверили главные роли. Выступал он и в Киевском театре оперы и балета имени Т. Г. Шевченко.

Именно в Донецке к нему пришло признание, когда он вернулся победителем из Вены в 1959 году с Международного конкурса вокалистов, который проходил во время VII Всемирного фестиваля демократической молодежи и студентов. Юрий Гуляев завоевал там первую премию и золотую медаль. 

Мизгирь из «Снегурочки» Римского-Корсакова, Алеко из одноименной оперы Рахманинова, Ренато из «Бала-маскарада» Верди, Онегин из «Евгения Онегина», Роберт в «Иоланте», Елецкий в «Пиковой даме» — три шедевра Чайковского, Фигаро в «Севильском цирюльнике» Россини, Эскамильо в «Кармен» Бизе, Папагено из «Волшебной флейты» Моцарта — его репертуар включал партии самых известных опер мировой сцены. И в 1975 артиста зачислили в труппу Большого театра в Москве. Он был даже удостоен Государственной премии СССР за концертный сезон 1973-1974 годов. 

Юрий Гуляев исполнял и камерные произведения. В основном, это были романсы русских композиторов. Строгий академический вкус влиял также на выбор эстрадного репертуара. Помимо цикла «Созвездие Гагарина», он был первым исполнителем таких песен, как, например, «Орлята учатся летать», «Песня о тревожной молодости», «Усталая подлодка» и многих других. Очень много сотрудничал с эстрадно-симфоническим оркестром под управлением дирижера Юрия Силантьева.

В 1986 году в День космонавтики проводился телемост с экипажем космического корабля «Союз Т-15» (он в это время находился на орбите) — летчиками-космонавтами Леонидом Кизимом и Владимиром Соловьевым. И Юрий Гуляев во время эфира спел «Моя любимая» под собственный аккомпанемент на баяне. Трепетный образец лирики композитора Матвея Блантера и поэта Евгения Долматовского стал последним произведением, который вокалист исполнил со сцены. Через две недели из-за сердечного приступа его жизнь оборвалась.  

Надо сказать, что «Голубую тайгу» на музыку Арно Бабаджаняна и слова Гарольда Регистана, которую потом пел Муслим Магомаев, его старший коллега записал в 1965 году. 

Муза Гагарина 

Старшее поколение до сих пор помнит впечатление, которое производили на слушателей голоса певцов. Это сейчас за счет компьютерных эффектов и упора на визуальную составляющую можно сделать карьеру даже без связок, а в эпоху радио только звук мог служить «визитной карточкой», что вообще-то естественно.

Елена Белоус
Пенсионерка

«Когда и каких певцов я помню с детства? В середине 60-х годов мне было лет 8-11. Тогда телевизоры еще считались редкостью, и наша семья обходилась без «голубого экрана». Мы слушали радио, там передавали, кроме новостей, и концерты, и оперы, и спектакли. Слушала песни в исполнении Муслима Магомаева, Ирины Бржевской, Тамары Миансаровой и, конечно, других певцов, но уже не помню имен. Мы знали слова песен и музыку. Я любила рисовать и, слушая песни, представляла по голосам внешность артистов. Магомаева я изобразила брюнетом с черными глазами, в черном костюме. Голос Бржевской «рисовал» девушку с пышными рыжеватыми волосами и почему-то в голубом платье. Эти детские рисунки сохранились. Самое интересное: когда я увидела артистов уже на экране, их облик действительно совпал с моими рисунками».

Заслуженная артистка РСФСР Ирина Бржевская родилась в 1929 году в Москве. Ее отец, Сергей Бржевский, был актером, играл в театре и в кино. Девочка росла в атмосфере творчества и в школьные годы посещала балетный и театральный кружки. В 1947 году стала студенткой вокального отделения музыкального училища имени А. К. Глазунова, а в 1953 окончила уже ГИТИС, потому что среднее учебное заведение в 1951 преобразовали в отделение музыкальной комедии вуза. Получив хорошее образование, она стала солировать в железнодорожном джаз-оркестре Дмитрия Покрасса. Потом два года выступала со скандально известным джазовым коллективом — оркестром Эдди Рознера: его записи дважды запрещали в СССР.  В 1957 году набравшаяся эстрадного опыта Ирина Бржевская создает свой ансамбль. Ее «Весна» оказалась стойким коллективом и просуществовала до 1991 года.

Прославили вокалистку «Московские окна» Тихона Хренникова на стихи Михаила Матусовского и «Геологи» Александры Пахмутовой на слова ее мужа и еще одного поэта-песенника — Сергея Гребенникова. 

В 1964 году Ирина Бржевская исполнила «Московские окна» на Фестивале эстрадной песни в Дрездене (тогда это была территория ГДР) и стала лауреатом. Юрий Силантьев со своим оркестром сопровождали ее пение.

Существует байка, что однажды после концерта Юрий Гагарин на руках выносил ее со сцены — настолько был покорен прекрасным голосом. Певица записала на радио около 400 композиций. В ее репертуаре были и русские романсы, и бардовские песни: под гитару звучали сочинения Булата Окуджавы. Ездила по стране с концертами на БАМ, КамАЗ, Атоммаш, а за границу выпускали только в страны социалистического лагеря — ГДР, Венгрию, Польшу. 

Снялась в двух фильмах. В 1965 в музыкальном фильме  Фахри Мустафаева «Новогодний календарь» (в духе «Голубого огонька») и в  2013 в документальной картине Михаила Ананьева «Список Лапина. Запрещенная эстрада». 

Ирина Бржевская прожила насыщенную жизнь и скончалась в 2019 году, пережив на два года свою ровесницу Тамару Миансарову.

«Солнечный круг» славы

Тамара Миансарова, в девичестве Ремнева, родилась в Зиновьевске (Кропивницком) в 1931 году. Ее родители довольно рано развелись. Мать с раннего детства обучала дочку игре на фортепиано и пению. Уже в четыре года ребенок выступал на сцене Кировоградского дома культуры (Зиновьевск к тому времени успели переименовать в Кировоград). Перед самой войной мать, сотрудницу радио, пригласили на работу в Минск. Когда город захватили немцы, семья осталась там. После освобождения белорусской столицы родительницу арестовали за сотрудничество с фашистами. Надо сказать, наказание по тем временам оказалось довольно мягким: ее сослали на Урал. Девочка в это время жила у родных и о занятиях музыкой не могло быть и речи. Позже детские воспоминания отразятся в автобиографической книге «И в жизни, и на сцене». 

Через несколько лет мать вернулась, Тамара окончила музыкальную школу и в 20 лет поступила в Московскую консерваторию в класс ученика Константина Игумнова — прекрасного пианиста и педагога Льва Оборина, воспитавшего целую плеяду блестящих музыкантов. Конкурсный отбор на фортепианный факультет всегда был жесточайшим, поэтому сам факт поступления туда был свидетельством незаурядных музыкальных способностей. В классе своего профессора она встретила будущего мужа — Эдуарда Миансарова, он был младше на два года. И взяла его фамилию.

В 1957 году, когда пианистка получила диплом, ее распределили в Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского (так раньше назывался ГИТИС). Но концертмейстером она там проработала всего три месяца. Видимо, чувствовала, что способна на большее.

И в 1958 году приняла участие во Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. И тут пригодилась практика концертмейстера: под свой аккомпанемент на рояле она вокализом (то есть без слов) спела один из вальсов Иоганна Штрауса — сына. И стала обладательницей третьей премии. 

После конкурса переквалифицировавшаяся в певицы пианистка стала выступать на эстраде и в Мюзик-холле. И в 1962 она вновь поедет завоевывать лавры, заменив заболевшую участницу,  теперь уже в Хельсинки на VIII Всемирный фестиваль молодежи и студентов в компании с Александрой Стрельченко и единственным участником от Азербайджана — юным Муслимом Магомаевым, который был младше на 11 лет. Здесь Миансарову ждал триумф — золотая медаль и первая премия, а молодого Магомаева заметила пресса. И начался его стремительный взлет.

Песня «Солнечный круг» Аркадия Островского на слова Льва Ошанина (кстати, в Рыбинске, на родине поэта, проводится в последние годы одноименный литературный конкурс-фестиваль) прозвучала со сцены впервые в исполнении «московского соловья». Так певицу окрестили в Польше, когда она победила именно с «Солнечным кругом» на Международном фестивале песни в Сопоте. Ей предлагали заменить детскую песенку на более «серьезную» композицию, но она настояла на своем, даже когда с ней отказывались репетировать. В итоге поляки были настолько очарованы, что парфюмерная фабрика составила композицию из ароматов и выпустила духи «Тамара». И был снят фильм «25 минут с Тамарой Миансаровой» («25 minut z Tamarą Miansarową»).

Сейчас ГИТИС, Московский институт современного искусства и дом творчества «На Таганке» могут похвастаться, что у них преподавала народная артистка РФ — наивысшего звания певицу удостоили в 1996 году.  У нее учились Алика Смехова, Лариса Гордъера, Лада Марис и многие другие.

Когда читаешь биографии певцов, современников Муслима Магомаева, слушаешь их записи, становится немного грустно, что сейчас, к сожалению, многое утрачено и большинство из кумиров молодежи даже не стремятся учиться и совершенствоваться. 


«Голос Муслима Магомаева был особенным. Он обладал редким по красоте баритоном с диапазоном и тембром, который одинаково органично звучал и в оперной арии, и в эстрадной песне. Его артистизм сочетал благородную сдержанность с эмоциональной искренностью — он не просто исполнял песню, а проживал ее, превращая концерт в маленький спектакль. Магомаев умел соединить академическую школу с эстрадной непосредственностью, а это создавало эффект «высокой эстрады» — когда популярная песня обретала масштаб настоящего искусства», — говорит Лера Лосевичева.

В 2025 году издательство «Молодая гвардия» выпустило две новых книги о певце — «Муслим Магомаев» из серии «ЖЗЛ» и «Мелодии судьбы: Муслим Магомаев». Их автор, Вера Белова, журналист и большая поклонница творчества артиста, раскрывает секреты из жизни любимого многими исполнителя. 

Заинтересуют ли в будущем биографов подробности жизни поющих ныне блогеров или все их творчество канет в цифровое небытие?

Поделиться:
К первому азиатскому вокальному конкурсу Silk Way Star готовятся в Астане: 12 стран и миллиард зрителей

К первому азиатскому вокальному конкурсу Silk Way Star готовятся в Астане: 12 стран и миллиард зрителей

Российско-туркменский концерт «Музыка мира, музыка дружбы и братства» в Москве: балалайка и дутар на одной сцене

Российско-туркменский концерт «Музыка мира, музыка дружбы и братства» в Москве: балалайка и дутар на одной сцене

Легенда русского рока: как жил и творил Виктор Цой?

Легенда русского рока: как жил и творил Виктор Цой?

«Поставить пластинку и опустить иглу»: в чем магия и тайна винила?

«Поставить пластинку и опустить иглу»: в чем магия и тайна винила?