Гафт против системы: как актер боролся за правду и справедливость, несмотря на цензуру и давление?
«Гафт — это не фамилия. Это — диагноз», — так сказал однажды его друг Григорий Горин. И действительно Гафт был величиной. Всероссийскую любовь он завоевал после съемок у Эльдара Рязанова. Сыграл сотни ярких и запоминающихся ролей в театре и в фильмах, которые стали классикой отечественного кинематографа, был известен как писатель, поэт и автор колких эпиграмм. Он всегда боролся за правду и справедливость — и шел в этом до победного конца. К 90-летию со дня рождения народного артиста РСФСР Валентина Гафта MIR24.TV рассказывает о его пути к успеху и остросоциальном отношении к жизни.
Смотрите на телеканале «МИР» х/ф «Гараж» 6 сентября в 06:00. По сюжету на заседании гаражного кооператива предстоит выбрать четырех людей, которые должны сами отказаться от будущего собственного гаража. Но «крайних» нет: правление кооператива ранее составило список сокращаемых, который собранию надо лишь утвердить.
Будто вернулся в родной дом: о театре и кино
Валентин Гафт родился 2 сентября 1935 года в Москве. Он еще в детстве мечтал о сцене. С большим энтузиазмом играл роли в школьных спектаклях и постановках, а после школы принял решение связать жизнь театральным искусством. Поступив в Школу-студию МХАТ, успешно окончил ее в 1957 году. И вскоре дебютировал на сцене Театра имени Моссовета. Служил в нескольких театрах, но всегда покидал их стены по различным причинам.
В 1969 году Гафт — по приглашению Олега Ефремова — перешел в «Современник». Здесь он впервые почувствовал себя так, будто бы вернулся в родной дом. На его сцене сыграл самое большое количество ролей, среди которых: Городничий в «Ревизоре» по комедии Николая Гоголя, Хиггинс в «Пигмалионе» по пьесе Бернарда Шоу, Рахлин в «Коте домашней средней пушистости» по пьесе Владимира Войновича и Григория Горина.
Дебютной работой в кино для Гафта стала эпизодическая роль в драме Михаила Ромма «Убийство на улице Данте». Он вообще много лет играл только эпизодические роли. Но все изменилось в семидесятых, когда на него обрушилось слава и всенародная любовь.
Прославился же Валентин Гафт своим участием в остросоциальных картинах: «Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово» и «Небеса обетованные» режиссера Эльдара Рязанова.
«Гражданскую позицию Гафт выстраивал через выбор ролей»
Конечно, Валентин Иосифович был настоящей звездой советской, а затем и российской сцены. Он обладал великим актерским талантом, но помимо съемок в фильмах, игре в театре и озвучивании мультфильмов, развивал дар литератора — писал стихи и едкие эпиграммы, издавал книги. А в последние годы жизни Валентин Гафт активно включался в художественные и общественные проекты.
Коллеги по цеху отмечали его «стержневую натуру», безапелляционную честность и следование принципам, которые проявлялись в его остром чувстве гражданского долга и достоинства. Изначально Гафт не боролся против системы открыто, что было бы в принципе невозможно в советские времена, но он выражал свою позицию иначе — через свое творчество.
«Гражданскую позицию Гафт выстраивал через выбор ролей, которые бы отражали борьбу человека с бессмысленной системой («Гараж», «Чародеи», «О бедном гусаре замолвите слово», «Небеса обетованные»). Так, Сидоркин в «Гараже» — чиновник, авторитарный и лицемерный, настоящее воплощение голоса бюрократии. К похожему образу Гафт вернется еще раз в роли Аполлона Сатанеева из «Чародеев», где он буквально мешает счастью других людей, но делает это саркастично-вкрадчиво, преследуя собственные амбиции, в чем нельзя не увидеть скрытую критику».
Образ Ивана Покровского из фильма «О бедном гусаре замолвите слово», наоборот, показывает идеал человека, воплощение чести и благородства, которое так необходимо обществу в эпоху бюрократии.
А образ «Президента» из фильма «Небеса обетованные» является воплощением социального дна, где нет фальши и жалости, но на котором можно сохранить свою человечность и чувство достоинства. Некая интерпретация «маленького человека» Чехова, говорит эксперт.
Открыто выступал против цензуры
В более поздние годы Гафт открыто выступал против цензуры и попыток контролировать творческую свободу.
«Так, в интервью радиостанции сказал: «Я не могу участвовать в том, что ты должен что-то запрещать, что-то остановить». Этим он фактически выступил против возвращения цензуры и худсоветов. Другой случай — выступления Гафта против запрета нецензурной лексики в искусстве (кино, театре, литературе). Актер указывал на двойные стандарты: «Вот когда идет девочка по улице и ругается матом, когда с экранов льется мат — это надо запретить» (мастер-класса Гафта для слушателей Летней киноакадемии Никиты Михалкова). Он говорил, что во многих знаменитых литературных произведениях встречается нецензурная лексика, но это не является пошлостью/ грубостью, так как это исследование русского языка и мощное средство сатиры». «Запикивание» слов в киноленте «Гараж» тоже вызвало критику Гафта, считающего это абсолютно неуместным проявлением непонимания смысла картины», — пояснила в интервью MIR24.TV Александра Назарова.
Валентин Гафт защищал ценности искусства и открыто заявлял свою гражданскую позицию всеми доступными средствами. Более того, высокие моральные принципы актера, его искусство и честность сами по себе являются проявлением его борьбы за справедливость.