Осветитель МТРК «Мир» Анзор Жемгуразов: «Дед за мужество и героизм на фронте был награжден медалью «За оборону Кавказа»
В честь 80-летия Победы MIR24.TV продолжает рассказывать о героях Великой Отечественной войны в рамках проекта «Наша память сердца», посвященного фронтовым подвигам родных и близких сотрудников Межгосударственной телерадиокомпании «Мир».
Черион Шамилович Шоров родился в 1905 году. На фронт ушел в первый год Великой Отечественной войны. О его жизни и героической судьбе мало известно, как говорит осветитель МТРК «Мир» Анзор Жемгуразов. Не стало Чериона Шамиловича еще в шестидесятых.
«Уже через много лет после войны, когда деда не стало, мне мама рассказывала со слов его однополчанина, что та информация, которая существует официально, — не совсем верная. На самом деле, якобы, у него была генеральская должность. Однако этому нет подтверждений, кроме слов человека, который с ним служил. А его тоже уже давно нет в живых».
Черион Шамилович Шоров начинал службу на территории Северного Кавказа. Где в годы Великой Отечественной войны развернулась масштабная «Битва за Кавказ» (с 25 июля 1942 года по 9 октября 1943 года), в ходе которой немецко-фашистские войска, стремившиеся захватить богатые нефтяные месторождения, были остановлены, а затем вытеснены, несмотря на оккупацию части региона.
«Где он встретил Победу мы точно не знаем. Точно известен факт, что у деда было девять осколочных ранений. Кажется, он их получил в 1943 году. Наверное, в силу возраста и характера тяжелых ран на фронт так и не вернулся. Многих факторов не знаем, так как его давно не стало, а мама тогда была еще подростком. Некоторая важная информация появилась только через несколько десятилетий».
Из армии Черион Шамилович Шоров ушел в запас только в 1947 году. Видимо, что он занимал штабную должность, как уточняет Анзор Жемгуразов.
«Однополчанин деда и одновременно близкий друг часто гостил у них. Он был вхож в семью. И мама говорила, как слышала его разговор с покойной бабушкой. Это случилось после того, как дед скончался. Поэтому то, кем он служил на фронтах Великой Отечественной войны, пока информация для нас до конца закрыта», — уточнил в беседе Анзор Жемгуразов.
В мирное время Черион Шамилович Шоров со своей женой жили в Нальчике. В годы войны она была медицинским работником на Воронежском фронте. Сопровождала санитарный поезд, который попал под бомбежку.
«Бабушка была одной из немногих, кто тогда выжил. После чего начала курить папиросы «Беломорканал». У нее с дедом была большая разница в возрасте — почти двадцать лет. Работала в Доме культуры. Дед и бабушка воспитали троих детей — Светлану, Юрия и Элеонору».
После Великой Отечественной войны Черион Шамилович Шоров был партийным работником. В том числе — лектором общества «Знание».
«По воспоминаниям мамы, он был очень мягким и интеллигентным человеком. Война его не испортила. Дед всегда был безупречно одет. Она не помнит, чтобы он вообще когда-либо повышал голос, к слову, в отличие от бабушки. Вот у нее был взрывной характер. Они были очень разные, но тем не менее, при всей своей мягкости, бабушка ему никогда не перечила!», — рассказывает Анзор Жемгуразов.
Об огненных фронтовых годах Черион Шамилович Шоров не любил вспоминать. Почти ничего не рассказывал и не делился боевым прошлым. И все, что знают в семье, — это преимущественно со слов друзей и однополчан.
«У нас в архиве была огромная папка материалов про деда — его историей занимался один из наших родственников. Но вся богатейшая собранная информация — после его смерти — была утеряна. К нашему большому сожалению… Если бы ее найти — то это был бы бесценный материал», — подчеркнул Анзор Жемгуразов.