Скульптурная композиция «Самсон, раздирающий пасть льву», была установлена на Большом каскаде Петергофа в XVIII веке как символ победы России над шведами в полтавском сражении. С тех пор скульптурная группа была дважды утрачена и дважды возвращалась. Этот могучий Самсон стал символом победы советского народ над фашизмом в Великой Отечественной войне.
Самсон первый
Комплекс был заложен еще Петром Первым. Однако в центральном ковше никакого фонтана не было. Самодержец предполагал, что сюда будут заходить суда его гостей. Однако племянница – императрица Анна Иоанновна, решила по-другому. В 1735 году в честь 25-летия Полтавской битвы перед большим дворцом установили фигуру со львом. Выбирали персонажа недолго. Сражение произошло в день святого Самсония, что и послужило поводом для аллегорического изображения битвы.
Как выглядел тот, первый Самсон, историки точно не знают. На одной из гравюр можно различить лишь темную фигуру. Известен автор – итальянский скульптор Бартоломео Карло Растрелли. Скульптора пригласил в Россию еще Петр I. Исследователи предполагают, что Самсон Растреллли, скорее всего, был с бородой, носил прическу – что-то вроде современного каре, а на его плечи был накинут плащ. Скорее всего уже та, первая скульптура, была позолоченной. Но вот исторический факт – высота струи, бьющей из пасти льва, была, как и сегодня, 21 метр.
«Во время реставраций меняются материалы труб, хотя чаще всего труба может доставаться из земли, реставрироваться и обратно закладываться в водовод. Используется чугун свинец - все те материалы, как и три века назад».
Скульптуру Карло Растрелли выполнил из свинца. Но не учел силу падающей воды и его Самсон оказался обречен.
«Недостаток этого метала в том, что свинец подвергался, так называемому, оплыванию он отекал и деформировался. И уже к концу 18 века стало ясно, что необходимо будет заменить его на более прочный металл».
В результате первый Самсон, по некоторым данным, спустя 64 года был продан по пять рублей за пуд в качестве лома заводчику Андрею Баташову.
Самсон второй
В это же время в 1799-ом при Павле I было принято решение заменить свинцовое изваяние. Автором стал русский скульптор Михаил Козловский. Его Самсон был образцом классицизма. Практически полностью обнаженная фигура с гладко выбритым лицом и короткострижеными волосами больше походила на греческого Геракла
Этот герой простоял в большой чаше главного Петергофского каскада полтора столетия. Даже три революции начала ХХ века пощадили его.
«Представим, вчера это дворец первого лица, а уже в 1918 по этим дворцам пошли первые экскурсии. Это не просто дворец вчерашнего угнетателя, это национальное культурное достояние, на котором можно и нужно растить будущее поколение».
Война
22 июня 1941-го фашистская Германия напала на Советский союз. Эвакуация музея началась в тот же день. До прихода немцев сотрудники успели вывезти 13 тысяч экспонатов. Всего треть коллекции. Мраморные скульптуры весом по 700-800 килограммов хранители закапывали прямо в парке. Самсон остался на своем каменном пьедестале. Он оказался слишком тяжелым.
«Мы знаем точно, что до прихода врага в Петергоф Самсон оставался на своем месте. Он был обложен мешками с песком – для того, чтобы памятник не повредился во время артобстрелов, был не заметен для них. Сегодня всплывают фотографии в немецких домашних семейных архивах, где оккупанты, возомнив себя туристами, фотографировались на фоне Самсона и отправляли домой в Германию и последняя такая фотография – это 1943 год».
8 сентября 1941-го Ленинград оказался в блокаде. 23 сентября враг взял Петергоф. Бывшая морская резиденция Петра Великого превратилась в поле боя.
«Линия фронта проходила здесь неподалеку – буквально чуть-чуть к западу от дворца Марли. Нижний парк существенно пострадал, особенно западная его часть, которая потеряла до трети своих деревьев и кустарников. Плюс территория была перекопана ходами сообщения блиндажами землянками. Поскольку здесь шли бои, противник окопался».
За период боевых действий и немецкой оккупации было утрачено 454 скульптуры и около 15 тысяч музейных экспонатов. Петровскую резиденцию разграбили солдаты и офицеры вермахта. Что не украли – сгорело в пожарах.
Кое-что впоследствии удалось вернуть, во время освобождения Кёнигсберга нашелся императорский сервиз, большую статую Нептуна вернули из Нюренбега. А вот «Самсон, раздирающий пасть льва» пропал бесследно.
«Самая вероятная история – что Самсона вывезли в составе огромного груза бронзы, с захваченных территорий на переплавку – на немецкие заводы, на нужды армии. Более того, существовала директива фюрера уничтожать памятники воинской доблести российского государства».
Самсон восставший из пепла
Всего через три месяца после освобождения Петергофа и полного снятия блокады Ленинграда, за год до победы, исполком Ленгорсовета принял решение № 11220 «О первоочередных мероприятиях по сохранению пригородных дворцов и парков». Задача – расчистить завалы, разминировать парки, достать и установить на прежние места закопанные скульптуры. Уже 25 августа 1946 года провели пуск первой группы восстановленных фонтанов. Но Самсона в чаше – не было.
Решение восстановить главную скульптуру Петергофа было принято еще через полгода. Для этого выделили пять тонн бронзы и килограмм золота. Работу поручили Василию Симонову. Но оказалось, что в архивах Дирекции Петергофа нет даже точных размеров статуи.
«Все, что могла предоставить дирекция – это 20 снимков, небольшую статуэтку, выписку из инвентарной книги и статью про него. У Симонова не было вообще детальных фотографий, где были бы видны детали скульптуры».
Мастер отобрал четыре наиболее четких снимка. Ему пришлось разработать систему восстановления скульптуры без возможности взглянуть на оригинал. Он делал проекции старых фотографий на глиняную модель. И добивался полного совпадения контуров.
«Это очень тяжелый физический труд: рука, нога, каждый палец - это требуется большого количества глины. И просто затаскивать ведра глины наверх – это само по себе большой физический труд. Плюс вы не можете лепить сблизи, нужно все время отходить. Любое перемещение – это килограммов 15 просто глины, вы кладете на плечо, дальше спускаетесь с лесов, смотрите – попали не попали, но не с одной точки. Тем более, что у Самсона очень много ракурсов – это десятки спусков вниз десятки подъемов наверх».
Симонов воссоздавал великого Самсона по фотографиям, очертаниям проекции на глине и по собственной памяти. У него было полгода, один помощник – тоже ленинградский скульптор Николай Михаилов.
«Это была большая ответственность, это была очень напряженная работа. Она привела к тому что Симонов серьезно заболел – после окончания работы над Самсоном он пережил инсульт».
Возвращение Самсона было триумфальным. Статую поставили в кузов машины, хотя обычно их перевозят лежа.
Когда автоплатформа с пятитонным гигантом ехала от Московского вокзала через Невский проспект, вдоль дороги стояли люди и плакали. В городе еще разгребали завалы и разбирали разрушенные бомбежками дома, но Самсон вернулся в Петергоф.