on air preview
Прямой эфир
ОБЩЕСТВО

Эльмира Низамова: «Люди должны быть ориентированы на помощь, а не на осуждение»

Россия 10/09/2025 — 17:35
Фото: МТРК «Мир» / Александр Бердеев

В этом сезоне на телеканале «МИР» вышла новая программа «Обману. Нет». Нестандартный формат, животрепещущие темы, социальные эксперименты — все это результаты работы команды профессионалов. О процессе создания качественного телевизионного продукта рассказала автор и ведущая Эльмира Низамова — в эксклюзивном интервью MIR24.TV. 

 Смотрите программу программа «Обману. Нет» еженедельно по пятницам в 16.15 на телеканале «МИР»

12 сентября зрители увидят уже четвертый выпуск «Обману. Нет». Первый вышел в эфир 28 августа. Наверняка многим хотелось бы узнать секреты редакционной «кухни». Поэтому специально для вас — на прямой связи Санкт-Петербург. 

 Эльмира, как родилась идея программы?

Эльмира Низамова
ведущая программы «Обману.Нет»

«Автор идеи — председатель телерадиокомпании «Мир» Радик Батыршин. Это его инициатива. Так как сейчас тема мошенничества актуальна, он решил, что нужно создать программу. И поручил ее воплощение филиалу в Санкт-Петербурге, и конкретно мне в качестве ведущей и автора программы. Мы начали думать над пилотным выпуском в середине мая. Снят он был в июне, а в августе мы его представили московским коллегам на утверждение».

Какова структура программы? И кто может стать ее участником?

Идея заключается в том, чтобы создать телевизионный подкаст с героем. На его месте может быть пострадавший, свидетель преступления, сотрудник правоохранительных органов, специалист по кибербезопасности, психолог – эксперт в какой-либо области. То есть абсолютно любой человек, который может предоставить нам полезную информацию о том, как происходят преступления, какие технологии используют мошенники, а самое главное — как не стать жертвой. И уже на это большое интервью мы нанизываем эпизоды: показываем схему преступления в виде графики, подключаем дополнительных  экспертов.

Скажем, в первом выпуске мы выясняли, будут ли звонить сотрудники оператора мобильной связи для продления срока действия сим-карты, ограничен ли вообще срок действия сим-карты. И еще один важный вставной эпизод — это эксперимент. Мы наблюдали, как реагируют окружающие на происходящие рядом с ними подозрительные действия, готовы ли они к обману.  

Первый эксперимент с мальчиком – сыном продюсера нашего филиала. Так как он несовершеннолетний, все необходимые разрешения от родителей на съемку мы оформили. Мы наблюдали за реакцией окружающих на ребенка, который общается по телефону и применяет такие слова и фразы, как: ФСБ, Центробанк, безопасный банковский счет. У нас возникло много вопросов. Люди слышали, что подросток говорит, даже обращались к нему, но никто не догадался помочь. Не было каких-то активных действий: предположим, призвать к его сознательности, попытаться вызвать родителей на диалог. Сам герой эксперимента был ошарашен реакцией окружающих, особенно последней женщины, которая подумала, что мальчик и есть мошенник, а она — потенциальная жертва назревающего крупного обмана. Как нам объяснил психолог, сейчас люди ориентированы на себя, свои чувства, переживания и все остальное, связанное исключительно с собственной персоной. То, что происходит с ближним, волнует их в меньшей степени. Еще интереснее получился следующий эксперимент — с таксистами. 

Также в программе есть блок, когда экспертам или пострадавшим мы показываем комментарии под информационными сообщениями и вместе анализируем содержание. И каждый раз, сталкиваясь с комментариями, я испытываю стыд за людей, потому что их больше волнует, откуда у пострадавших деньги. Они стремятся скорее осудить человека за то, что у него есть материальные средства, нежели посочувствовать. Это очень странная позиция. Люди как будто озлоблены на тех, у кого есть сбережения. Мне кажется, это тоже маркер равнодушия и некоего морального падения нашего общества.


На мой взгляд, людей все-таки должно волновать другое. Они должны быть сопереживающими, сочувствующими, ориентированными на помощь, а не на осуждение. Это очень важно.

Каким образом отбираются темы?

Мы анализируем информационный поток, смотрим, какие мошеннические схемы актуальны на данный момент. Зачастую берем крупный информационный повод. Иногда знакомые рассказывают истории из жизни. Например, сюжет о женщине из Сургута подсказала коллега.

На днях один дедушка рассказал о том, как его обманывали под видом губернатора Санкт-Петербурга. К счастью, он не понес ущерб, но все равно написал заявление. По его словам,  чтобы сотрудники правоохранительных органов хотя бы обратили внимание на происшествие, начали расследовать — возможно, есть другие пострадавшие. Ему ответили, что заявление принимают, но дело заводить не будут, раз нет материального ущерба. В полиции объясняют, что у них десятки человек в день заявляют о мошенничестве — сотрудникам просто не разгрести этот бумажный поток.

Легко ли пострадавшие от действий мошенников идут на контакт? 

Мы часто сталкиваемся с тем, что нам приходится уговаривать пострадавших, потому что, как объясняют психологи, большинство из них  испытывают чувство вины и стыда за свою доверчивость. Люди неохотно делятся историями, потому что боятся осуждения со стороны общественности. Им кажется, что лучше умолчать, оставить неприятный инцидент лишь в правовом поле – обратиться в полицию и не разглашать детали окружающим. Нам приходится каждый раз объяснять, что их история, все детали произошедшего могут помочь другим понять, как работают мошенники.

Сколько человек в съемочной группе?

В команде: автор, режиссер, он же монтажер, продюсер, редактор, операторы и ассистенты операторов. Съемочный процесс поставлен на поток. За неделю мы должны снять интервью и три эпизода. 

Что вы хотели бы пожелать зрителям?

Я бы хотела пожелать, чтобы люди обращали внимание на то, что происходит вокруг, чтобы внимательнее присматривались и прислушивались к окружающим. Наиболее уязвимые категории — пожилые люди, дети и мамочки с малышами. Мужьям я посоветовала бы побольше обращать внимание на своих жен. Родителям — на детей. Детям — на пожилых родителей. В каком они состоянии? Есть ли что-то подозрительное в их действиях? Родителям надо больше говорить своим детям о том, что случаются разные нехорошие истории, что нужно быть начеку. И что можно быть обманутым. Но при этом не стоит замыкаться в себе. Психолог, с которым мы общались, сказал, что родителям нужно объяснять все на своем примере, чтобы ребенок знал, что вы  обычный человек и тоже можете оказаться в роли жертвы, но это можно пережить и со всем можно справиться. Главное — быть готовым.

География:
Россия
Поделиться:
«Ангел в погонах»: инспектор ГИБДД помешал мошенникам ограбить 85-летнего пенсионера в Алтайском крае

«Ангел в погонах»: инспектор ГИБДД помешал мошенникам ограбить 85-летнего пенсионера в Алтайском крае

Пенсионерка в Москве лишилась 28 млн рублей из-за аферы с бриллиантовыми часами

Пенсионерка в Москве лишилась 28 млн рублей из-за аферы с бриллиантовыми часами

Жительница Саратова заплатила 130 тысяч рублей за забор, который так и не установили

Жительница Саратова заплатила 130 тысяч рублей за забор, который так и не установили

Дмитрий Песков поделился своим опытом общения с мошенниками

Дмитрий Песков поделился своим опытом общения с мошенниками